Posted 1 сентября 2015,, 21:00

Published 1 сентября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:22

Updated 8 марта, 03:22

Сначала – кризис

1 сентября 2015, 21:00
Работа по новой государственной программе вооружений (ГПВ) начнется не раньше стабилизации экономической ситуации в России, сообщил информированный источник в российском правительстве. Напомним, ГПВ до 2025 года должна быть разработана Военно-научным комитетом Вооруженных сил РФ к декабрю. Однако теперь решение этой за

Любая программа должна быть основана на внятном социально-экономическом прогнозе, а его сейчас нет, говорят источники в военном ведомстве. При этом оборонцы пеняют на правительственных экономистов: «МЭР и Минфин не могут нам дать внятных прогнозов экономического развития, в итоге мы решили, что по нынешней ГПВ до 2020 года будем работать по уже согласованным показателям». По сути дела, это признание того факта, что нынешняя гонка вооружений оказалась стране не по карману.

Изначально заявлялось, что объем ГПВ до 2025 года составит 55 трлн. рублей. В конце прошлого года, когда стало очевидно, что кризис, санкции, падение цен на нефть – это всерьез и надолго, сумма по настоянию Минфина была урезана до 30 трлн. Но даже при этом масштабы перевооружения не могут не впечатлять. Для сравнения: стоимость ГПВ до 2020 года составляет «всего лишь» 20 трлн. рублей.

Впрочем, это не значит, что на планах «оборонщиков» можно ставить крест. На недавнем совещании по разработке проекта ГПВ на 2016–2025 годы президент Владимир Путин заявил, что Россия не будет втягиваться в новую гонку вооружений. «Мы будем исходить из реальных прогнозов развития», – сказал глава государства. Приунывших было оружейников президент приободрил напоминанием о том, что бюджет новой ГВП будет весьма значительным. По словам Владимира Путина, такая концентрация ресурсов понятна – нужно было в сжатые сроки перевооружить армию и флот, модернизировать оборонную промышленность, «наверстать упущенное за предыдущие годы».

Как заявлял вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, госфинансирование новой программы вооружения РФ на 2016–2025 годы будет сравнимо с объемом финансирования текущей программы до 2020 года в 20 трлн. рублей. Однако в Минфине настаивают на дальнейших сокращениях. Как говорится, война – войной, а кризис – по расписанию. «Мы в рамках этой новой программы вооружения хотим уже пересмотреть тот объем ресурсов, который тратится, чтобы он был более реалистичным», – заявил еще весной глава финансового ведомства Антон Силуанов, отметив, что действующая программа формировалась, исходя из других, более оптимистических макроэкономических прогнозов по сравнению со складывающейся ситуацией. «Сейчас мы себе просто не можем такого позволить и будем вместе с Министерством обороны отрабатывать вопрос о том, чтобы определить расходы, которые бюджет может профинансировать», – отметил министр, выступая на парламентских слушаниях в Совфеде.

Проблемы ГПВ-2025 связаны с текущей экономической ситуацией и необходимостью балансировки федерального бюджета, считает Алексей Арбатов, директор центра международной безопасности ИМЭМО РАН. «Власти поняли, что нельзя до бесконечности сокращать гражданские статьи в угоду военным. За тучные годы, когда нефть и газ дорожали, запросы военных выросли неимоверно. В рамках новой программы они планировали действовать так же, как и в ныне действующей, – закупать все, что хотят. Однако так больше не получится», – сказал эксперт «НИ». По его словам, уже программа вооружения до 2020 года показала ошибочность такого подхода. К примеру, в России ведется разработка 6–7 новых ядерных комплексов, в то время как США, чей оборонный бюджет в 10 раз больше нашего, могут позволить себе разработку после 2020 года только одного подобного комплекса.

Неясность с созданием «оружия будущего» обусловлена не только бюджетными проблемами, но и технологическим отставанием страны, резко обострившимся после введения против России западных санкций, распространяющихся, в частности, и на продукцию двойного назначения.

«Неудивительно, если ГПВ подвергнется очередному пересмотру в ближайшее же время. Еще в 2012 году президент Путин требовал резко повысить прозрачность в закупках вооружений военными. Однако до сих пор эта сфера остается довольно закрытой. Закрытость госпрограммы по закупке вооружений снижает возможность оценки ее эффективности», – сказала «НИ» управляющий партнер аудиторской компании «2К» Тамара Касьянова.

"