Posted 1 сентября 2013,, 20:00

Published 1 сентября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 02:15

Updated 8 марта, 02:15

Нелетная погода

Нелетная погода

1 сентября 2013, 20:00
МАКС-2013 стал рекордным по объему заключенных контрактов. Об этом, подводя итоги завершившегося авиасалона, сообщил вчера основной российский производитель авиатехники – Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК). Вместе с тем посетителям мероприятия оно больше запомнилось небывалой давкой, возникшей из-за хлынувш
Сюжет
Авиация

Как отрапортовала ОАК, сумма заключенных контрактов и соглашений на поставку 173 гражданских самолетов составила 9 млрд. долларов. Параллельно корпорация, включающая в себя основные авиационные предприятия страны, подписала договор с Минобороны о сервисном обслуживании на сумму 3 млрд. долларов. Таким образом, итоговая сумма всех соглашений составила 12 млрд., превысив результат МАКС-2011 на 2 млрд. долларов. Достичь внешне впечатляющего показателя удалось благодаря тому, что входящее в корпорацию ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) подписало соглашения и контракты на 52 самолета SSJ-100 (почти 1,9 млрд. долларов по усредненной каталожной цене), еще 50 самолетов зарезервированы для новой совместной лизинговой компании Сбербанка и ГСС. Портфель заказов корпорации «Иркут», также входящей в ОАК, на перспективный магистральный самолет МС-21 пополнился на 82 машины, стоимость сделок составила почти 6,7 млрд. долларов.

Остальные российские участники авиационного рынка отличились куда меньшими достижениями. Так, «Вертолеты России», входящие в «Оборонпром» (контролируется госкорпорацией «Ростех»), подписали соглашения о поставках в Колумбию пяти вертолетов Ка-62 и пяти винтокрылов Ми-171А1. Цена одного Ка-62 составляет около 10 млн. долларов, Ми-171 – около 17 млн. Таким образом, стоимость сделок может достигать 135 млн. долларов. Вопреки обещаниям, так и не было достигнуто соглашение по закупке Минобороны истребителей МиГ-35.

Лидеры мирового гражданского авиастроения «Эрбас» и «Боинг» контрактов на МАКС-2013 и вовсе не заключали. И удивляться этому не приходится, поскольку все основные соглашения с российскими перевозчиками уже были заключены заранее и рассчитаны на годы вперед, в то время как отечественные авиапроизводители оказались без контрактов. На сегодняшний день доля авиаперевозок, выполняемых российскими авиакомпаниями на зарубежных самолетах, превышает 80%, и смены этой тенденции, даже несмотря на оптимистические заявления ОАК по итогам авиасалона в Жуковском, пока не прослеживается.

«Что касается «Суперджета», контрактами на который бахвалится ОАК, то он нас попросту опозорил, – сказал «НИ» председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ростехнадзора, ранее занимавший должность заместителя министра гражданской авиации СССР Олег Смирнов. – Его лично рекламировал Путин своему другу Берлускони, однако итальянская делегация, осмотрев машину, пришла к выводу, что самолет оказался тяжелее, а расход топлива выше, нежели заявляли разработчики. В итоге итальянцы от лайнера отказались. В этих условиях показаться на МАКС-2013 для Путина означало бы уронить свой авторитет». Как отметил эксперт, SSJ-100 на 85% «скручивается отвертками из западных комплектующих». Это значит, что вместо того чтобы создавать новые рабочие места в России, коих власти обещали создать не менее 25 млн. до конца десятилетия, наш авиапром дает работу европейцам и американцам.

Не меньше вопросов вызывает и оптимизм по поводу «миллиардных сделок» на закупку другого перспективного российского «региональника» – МС-21. «Говорят о миллиардных контрактах, в то время как такого самолета еще не существует даже в чертежах, – продолжает Олег Смирнов. – Это обычная болтовня, призванная прикрыть тот факт, что мы давно скатились на обочину мирового гражданского авиастроения. Как можно продать несуществующий самолет?»

В сегменте магистральных самолетов парк иностранных лайнеров сейчас более чем в три раза превышает парк лайнеров российского производства (503 самолета к 153). И, учитывая контракты, заключенные авиакомпаниями в последнее время, доля иностранной авиатехники будет только увеличиваться. «Никаких сенсаций со стороны России МАКС-2013 не продемонстрировал, – констатировал директор Центра анализа политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. – Что касается дальнемагистральных лайнеров, то здесь мы даже ничего нового и не пытались представить, поскольку «Эрбас» и «Боинг» нас сразу порвут. Россия сама сделала ставку на закупку дальнемагистральников этих мировых лидеров». Руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев в свою очередь заявил «НИ», что сегодня у России нет ни финансовых, ни производственных ресурсов для того, чтобы заместить иностранные самолеты отечественными в парке российских авиакомпаний. «Для этого сначала нужно создать технику, превосходящую иностранные аналоги, а этого пока нет», – сказал специалист. По его оценке, пока что мы потенциально можем конкурировать лишь на рынке региональных лайнеров.

«Россия по-прежнему отсутствует на мировом рынке коммерческой авиации, – добавляет доцент РАНХиГС Максим Сафонов. – Основным достижением и отрасли, и государства пока является лишь физическое сохранение авиапрома, и МАКС тому подтверждение».

Примечательно, что российские власти прекрасно отдают себе отчет в том, что, несмотря на шумиху, сопровождающую каждый раз открытие авиасалона в Жуковском, совершить «великий скачок» в небо нашей стране в обозримой исторической перспективе едва ли удастся. Так, недавно Минпромторг разработал новый вариант госпрограммы развития авиапромышленности РФ до 2025 года. В рамках госпрограммы «Развитие авиационной промышленности» доля РФ на мировом рынке гражданских самолетов составит 3% против предусмотренных ранее 10%, вертолетов – снизится до 14% с ранее предлагавшихся 27%. Таким образом, Россия по-прежнему останется на задворках мировой авиаиндустрии. При этом на программу «постановки отрасли на крыло» разработчики просят 2,1 трлн. рублей, в том числе 1,5 трлн. – из федерального бюджета.

В то время как достижения отечественного авиапрома на МАКС-2013 вызывают у экспертов, мягкого говоря, сомнения, нынешний авиасалон удивил другими сомнительными «рекордами». Так, из-за хлынувшего в субботу проливного ливня и плохой организации транспорта тысячи людей, попытавшиеся покинуть летное поле, оказались в ловушке. Из-за недостатка автобусов и электричек (МАКС в этом году посетило рекордное количество людей – более 300 тыс.) толпа любителей авиации вынуждена была несколько часов мокнуть под ледяным дождем на платформах «Отдых» и «42-й километр», с которых и можно покинуть авиасалон. По причине недостатка автобусов, вывозивших людей с летного поля, многие гости вынуждены были пешком – а это около двух километров от аэродрома – идти в сторону железнодорожной платформы. Приехавшие на мероприятие на личных машинах также пытались выехать с территории экспозиции, однако на выезде с авиасалона образовались огромные пробки.

«После субботнего столпотворения из-за ливня, отсутствия автобусов на выезд, пробок на выезд с территории ЛИИ (Летно-исследовательский институт им. Громова. – «НИ») я туда больше ни ногой, – возмущался в беседе с «НИ» один из посетителей. – Да еще 700 рублей отдал за это. Чай на авиасалоне стоил 100 рублей, за обычный стаканчик. Грабеж!» Эмоции гостей авиасалона разделяет и заслуженный летчик СССР Олег Смирнов. «Такого беспредела я больше не видел ни на одном авиасалоне мира, – говорит он. – Мало того что цены на билеты задраны, так что это бьет по карману пенсионеров, в том числе бывших летчиков, так и расценки на прохладительные напитки, еду задрали выше небес. Для сравнения: на английском Фарнборо ценники на еду и напитки устанавливаются не выше городских. Из рук вон было организовано движение транспорта, при этом многие пришли с детьми».

"