Posted 1 августа 2011,, 20:00

Published 1 августа 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:16

Updated 8 марта, 06:16

Армия на приколе

Армия на приколе

1 августа 2011, 20:00
Минобороны РФ рассчитывает в полном объеме получить горюче-смазочные материалы (ГСМ) для нужд армии по госооборонзаказу на 2011 год, заявил вчера замминистра обороны Дмитрий Булгаков. При этом он отметил, что «с осени 2010 года, когда мы приступили к планированию на текущий год», цены на дизтопливо и авиакеросин вырос

Минобороны предстоит решить не решаемую, по сути, задачу. «Расходы, связанные с ростом цен, компенсируем мерами по оптимизации расхода ГСМ», – бодро отрапортовал генерал Булгаков. Однако, как закупить больше подорожавшего горючего при твердо заложенных в гособоронзаказ суммах, похоже, ведомо ему одному. «Оптимизация» в переводе на гражданский язык означает сокращение расходов авиакеросина на подготовку летчиков, топлива – на учения для танкистов, моряков. Что не может не отразиться на боеспособности армии, которая напрямую зависит от расходуемых на проведение полетов, сухопутных и морских маневров объемов топлива.

По словам генерала Булгакова, закупаемый по госооборонзаказу объем горючего «позволит в полном объеме удовлетворить заявленную потребность войск, в том числе средний налет на одного летчика в объеме 70–90 часов, нормативную наплаванность кораблей – 45–60 суток, нормативный навод механиков-водителей – 250 км». Однако уже сейчас дефицит керосина приводит к тому, что средний налет летчика в истребительной авиации ВВС России в 2–3 раза меньше, чем в боевой авиации стран НАТО. Прямое следствие керосинового дефицита – неподготовленность пилотов и как следствие участившееся количество авиапроисшествий.

В июне после падения истребителя МиГ-29 и из-за участившихся аварий самолетов этой марки поставлен на прикол весь парк «мигов», составляющих костяк фронтовой авиации ВВС РФ. В ноябре прошлого года в Пермском крае разбился самый «продвинутый» истребитель-перехватчик МиГ-31, лишь по случайности не упавший на деревню. Не хватает опыта из-за топливного дефицита и вертолетчикам. В начале года на Ставрополье рухнул боевой Ми-28, считающийся одним из самых надежных по своим конструктивным решениям. По мнению независимых экспертов, решение проблемы роста цен на топливо путем «оптимизации», то есть сокращения расходов на проведение тренировочных полетов, чревато ростом числа авиационных катастроф.

Особое недоумение аналитиков вызвали озвученные генералом Булгаковым темпы роста цен на топливо, сильно расходящиеся с оценками гражданских ведомств. Как напомнила «НИ» эксперт топливного рынка независимого аналитического агентства Анастасия Соснова, по данным Росстата, потребительские цены на бензин в июне 2011 года по отношению к декабрю 2010 года выросли на 10,6%, на дизтопливо – на 5,8%. Цены производителей за этот же период на бензин выросли на 8,7%, на дизтопливо – на 6,3% «Таким образом, непонятно, с какой стати взялись цифры в 30 и 50%? Вероятно, дело в самой схеме закупки ГСМ для армейских нужд», – резюмирует эксперт.

Директор Института анализа предприятий и рынков Андрей Яковлев в свою очередь сообщил «НИ»: «Проблема дороговизны закупаемого армией топлива во многом заключается в отсутствии конкуренции. Закупка его часто производится у единственного поставщика при полной непрозрачности совершаемых сделок». Достаточно сказать, что недавно на правительственном уровне «Газпромнефть-Аэро» (дочернее предприятие «Газпромнефти») было определено единственным поставщиком авиационного топлива для Вооруженных сил РФ. Компания будет заправлять воздушные суда на 12 аэродромах Минобороны. По словам г-на Яковлева, «ни о каком снижении цены на топливо и конкуренции на рынке поставок в рамках гособоронзаказа в таких условиях говорить не приходится».

По оценке аналитика Дмитрия Трофимова, «военные сами виноваты в том, что не рассчитали возможный рост цен». «Удивляться тому, что сейчас им не хватает денег на закупку топлива, не приходится. Это ошибка планирования», – рассказал он «НИ». Андрей Яковлев добавляет: «Нынешняя модель закупок в интересах армии отличается излишней централизацией и коррупционностью». Возможным решением мог бы стать вывод оборонных торгов на открытые биржевые площадки. В определенных секторах гособоронзаказа это уже, кстати, делается. Однако такой «вкусный» кусок оборонного пирога, как поставки топлива, отдавать на откуп открытому рынку и общественному контролю, похоже, пока никто не собирается.

"