Posted 1 августа 2007,, 20:00

Published 1 августа 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:25

Updated 8 марта, 08:25

«Левак» непобедим

1 августа 2007, 20:00
Несмотря на устрашающие акции правоохранительных органов, объемы реализуемых в России фальсифицированных товаров продолжают расти. Об этом рассказали представители силовых структур и юристы на прошедшей вчера в Торгово-промышленной палате конференции «Борьба с контрафактом в России». На ужесточение законов в этой отрас

Если общая мировая доля фальсифицированных товаров оценивается в 5% от общего объема рынка в год (в денежном выражении это порядка 600 млрд. долларов), то в России она достигает 30%. Отнюдь не почетное лидерство демонстрирует, разумеется, рынок программного обеспечения и видеопродукции, где контрафакт отхватил нишу в 88 и 68% соответственно. Чуть лучше обстоит дело в продовольственной и фармацевтической сферах – скорее всего, просто потому, что изготовление фальсификата там значительно дороже. Но зато здесь он гораздо более опасен. От использования пиратского CD пока еще не умирал никто, а вот «левые» консервы могут как минимум подпортить здоровье потребителя.

В ближайшие годы, а, вероятнее всего, месяцы Россия неизбежно вступит в ВТО. В рамках этой организации требования к подлинности товаров гораздо более серьезны, и законодатели в последнее время зашевелились. «Раньше с законами были серьезные проблемы, – рассказал директор юридического бюро «Знак-защита» Роман Захаров. – Нормы, защищавшие авторское право, были разбросаны по самым разным документам». Это не давало возможности оперативно реагировать на многочисленные нарушения. Сейчас в Гражданском кодексе появилась глава, полностью посвященная проблеме товарных знаков и интеллектуальной собственности. Увеличено и максимальное уголовное наказание за производство контрафакта – до шести лет лишения свободы. Запрещена торговля компакт-дисками с программным обеспечением, видео и аудио (впрочем, выполняется это требование далеко не всегда).

Тем не менее, количество нарушений продолжает расти. В 1 полугодии 2007 года МВД зарегистрировало на 29% больше случаев фальсификации товаров в особо крупных размерах, чем за аналогичный период года прошлого. Всего же в шесть месяцев уместилось 5215 преступлений в этой сфере, а продукции арестовано на сумму 2 млрд. руб. Эксперты говорят, что в России уже сложился основанный на нелегальном производстве мощный теневой сектор экономики, составляющий до трети от ее общего объема. Единственная на этом фоне хорошая новость состоит в том, что наша страна вышла из двадцатки главных «пиратских гнезд» мира.

Россия, впрочем, не только производитель контрафакта, но и активный его импортер. Основными источниками поставок товаров сомнительного происхождения (например, «легендарных» марок «Адибас» и «Панасони») в РФ считаются государства Юго-Восточной Азии (Китай, Гонконг, Сингапур, Индия), а также Украина, Польша, Турция и Болгария. По словам заместителя начальника отдела интеллектуальной собственности Федеральной таможенной службы Олега Ашуркова, за семь месяцев 2007 года было задержано и изъято около 4 млн. единиц контрафактной продукции. Это на треть больше, чем за весь прошлый год. Новая редакция Таможенного кодекса дает ФТС больше возможностей. В частности, по заявлению хозяина авторских прав на тот или иной товар подозрительная продукция может быть задержана на срок до 10 дней. Г-н Ашурков, однако, констатирует, что ни одного такого заявления в его ведомство до сих пор не поступало. Вызвана подобная пассивность, по мнению юристов, нежеланием зарубежных правообладателей ввязываться в борьбу за свой бренд в России.

В целом эксперты констатируют, что меры по контролю и надзору со стороны госорганов малоэффективны. Ответственность за фальсификацию в основном наступает в административном порядке, а сейчас этим не так-то просто кого-то напугать. Поэтому ожидать какого-то заметного сдвига в борьбе за подлинность товаров на рынке в ближайшее время было бы наивно.

"