Posted 1 июля 2009,, 20:00

Published 1 июля 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:37

Updated 8 марта, 07:37

Тревожный сентябрь

Тревожный сентябрь

1 июля 2009, 20:00
Вчера был опубликован совместный доклад Федеральной службы по труду и занятости России и Всемирного банка. И хотя в нем приводятся данные трехмесячной давности, многие цифры впечатляют. В частности, в документе говорится, что к апрелю уровень безработицы уже достиг у нас 10,2%. Таким образом, о прежних прогнозах (8,2%

Число официально зарегистрированных безработных в России выросло с 1,25 млн. человек в октябре прошлого года до 2,27 млн. в апреле 2009-го. Фактически же оставшихся на улице россиян, по предварительной оценке Росстата, к маю стало около 7,5 млн. По прогнозу Минэкономразвития, безработица в РФ в этом году составит 10,4–10,7% экономически активного населения. Ранее речь шла о 8,2% до конца года, но об этом прогнозе давно пора забыть. В докладе Роструда и ВБ говорится, что в 31 регионе страны число уволенных за время кризиса удвоилось. При этом общее число безработных к концу года глава российского ведомства Юрий Герций оценил в 7,8 млн. человек. Он ожидает, что очередной всплеск высвобождения работников придется на сентябрь.

Доклад также констатирует: менее всего увольнения затронули сельское хозяйство и бюджетный сектор. Сильнее всего пострадали регионы с благополучной докризисной ситуацией на рынке труда. «В этом нет никакого парадокса, все логично, – прокомментировал «НИ» ситуацию руководитель Центра уровня жизни Академии труда и социальных отношений Сергей Уланов. – Ведь в первую очередь пострадало производство, а следовательно, население промышленных городов. Недавно заводы работали в полную силу, а сегодня там – пустота и омертвение».

В ходе поиска путей выхода из эпидемии массовых сокращений все чаще проводятся параллели с порой Великой депрессии, когда в Америке правительство организовало общественные работы. В московских службах занятости подработать таким образом немного к сумме пособия в первую очередь предложат тем, кто уже больше полугода состоит на учете. Договоры на общественные работы есть с 40 организациями, которым нужны разнорабочие, озеленители, социальные работники, дежурные по подъезду, курьеры, помощники воспитателей в детских садах. Если согласиться, можно получать пособие по безработице (4,9 тыс. руб.), «лужковскую» доплату (около 6 тыс.) и «общественную» зарплату (4–5 тыс.). Говорят, количество добровольцев доходит до 15 тыс. в год. Но в регионах, где муниципальные доплаты – редкость, отказ от общественных работ стал сродни эпидемии. Зазвучали даже предложения губернаторов снимать пособия по безработице «отказчикам».

«Повторить опыт Америки 30-х годов и поднять экономику с помощью общественных работ – это утопия, – убежден Сергей Уланов. – Потому что ничего общего ни с Великой депрессией, ни с любыми проявлениями кризиса в ЕС российский внутренний кризис не имеет». Эксперт поясняет: у нас общественные работы – «только для поддержания штанов», а в Штатах они были частью плана «создания нормального конкурентоспособного продукта, который был бы в состоянии вытянуть экономику из ямы».

«Америка строила дороги в дополнение к нормальному производству, дееспособной индустрии. А построив их, страна получила возможность распределять продукцию во все уголки континента, чем и решила свою проблему перепроизводства. Россия же сегодня по-прежнему располагает и сырьевыми ресурсами, и производственным потенциалом, и дело только за тем, чтобы разблокировать экономические механизмы. Общественные работы в этих условиях лишь в какой-то степени займут людей, позволят им зарабатывать на кусок хлеба. Но зарплаты в 4–5 тыс. руб. не поднимут спрос. Поэтому, вместо того чтобы выгонять квалифицированных рабочих мести дворы, нужно повышать эффективность производства. Я бы на эти общественные работы отправил не работяг, а всех этих нерадивых собственников, которые якобы «значительнее эффективнее госчиновников», хотя два сапога пара... Вот тогда, может, они о чем-то задумались бы…», – заключил ученый.

"