Posted 1 июля 2009,, 20:00

Published 1 июля 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:37

Updated 8 марта, 07:37

Кредит по осени считают

Кредит по осени считают

1 июля 2009, 20:00
За первый квартал 2009 года отечественные банки и предприятия смогли немного снизить объем своего внешнего долга. По опубликованным вчера данным ЦБ, их совокупная задолженность перед кредиторами сократилась на 30 млрд. долларов. Банкам помогла девальвация, компаниям – сложности при взыскании долгов. Но эксперты предупр
Сюжет
Банки

В последнем докладе ЦБ говорится, что внешний долг резидентов РФ за первый квартал сократился на 6,8%: с 483,5 до 450,8 млрд. долларов. Органы госуправления должны практически столько же, сколько в конце прошлого года, – у них снижение с 29,5 до 27,6 млрд. Но долги непосредственно государства на общую картину практически не влияют. Гораздо важнее объем задолженности банков и корпораций.

Частный сектор в период экономического роста занимал деньги на Западе охотно и много. Время отдавать пришлось как раз на кризис. По состоянию на 1 января 2009 года внешняя задолженность банков составляла 166,3 млрд. долларов. Компаниям предстояло погасить 284,4 млрд. Но несмотря на экономические проблемы, российские организации смогли ослабить кредитный гнет. К 1 апреля внешний долг банков снизился до 146,4 млрд. долларов, компаний – до 274,3 млрд. В целом финансовые и нефинансовые организации смогли вернуть зарубежным кредиторам 30 млрд. долларов.

Специалисты говорят, что погасить долги банкам помогла девальвация рубля. «В четвертом квартале 2008 года банки запаслись валютой, что позволило им расплатиться по внешним обязательствам, – рассказал «НИ» эксперт Экономической экспертной группы Дмитрий Соболев. – Кстати, замечена тенденция, что банки погашают долги несколько быстрее компаний. Предприятия платят меньше, чем должны по плану. Объясняется это тем, что у банков больше стимулов погашать долги своевременно. У западных партнеров много рычагов влияния на российские финансовые организации». Эксперт отмечает: с проблемными компаниями кредитору разбираться куда сложнее. «Если начинается процедура банкротства, для кредитора это ужас. Часто они решают не участвовать в российских судебных процессах, разбираться в процедурах и машут рукой. Легче реструктурировать долги предприятия, чем добиваться, чтобы оно заплатило сразу», – сказал г-н Соболев.

Несмотря на относительный успех в начале года, внешние долги российских банков и компаний остаются огромными. Совокупно они составляют 420,7 млрд. долларов. Для сравнения: объем международных резервов РФ по состоянию на 19 июня равнялся 407,1 млрд. долларам. При этом 56,1 млрд. задолженности приходятся на краткосрочные обязательства. Их нужно будет вернуть зарубежным кредиторам в течение года. Специалисты опасаются, что с этим возникнут проблемы.

Ведь, как отмечают аналитики, с одной стороны, банки накопили достаточно средств за счет госпомощи. Но с другой – доходы у них падают – растут объемы невозврата, в первую очередь от реального сектора. Осенью, как уже было сказано, наступает час Х для краткосрочных внешних платежей. Но тогда же ожидается и очередной скачок невозвратов корпоративных кредитов. Сейчас многие должники надеются на высокие цены на нефть. Мол, нефтяные доходы поддержат компании, они расплатятся по внешним долгам и погасят обязательства перед российскими банками. Но отнюдь не факт, что нефтяные деньги пойдут в другие сектора – кризис уже изменил множество подобных конфигураций. А если пойдут, то не факт, что успеют дойти до осени, опасаются экономисты.

В этом случае взоры тонущих банков и компаний опять будут направлены в сторону государства. Прошлой осенью оно уже спасло их от кредиторов, организовав девальвацию и поддержав часть компаний через ВЭБ или прямыми субсидиями. В этот раз власти вряд ли будут такими же щедрыми. Резервы с начала года сдулись на треть, а новый обвал рубля грозит бурным социальным недовольством. Впрочем, круг избранных получателей помощи уже виден всем, и вряд ли даже при новых угрозах он существенно расширится или изменится.

"