Posted 1 июня 2004,, 20:00

Published 1 июня 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 02:24

Updated 8 марта, 02:24

Михаил Делягин

Михаил Делягин

1 июня 2004, 20:00
Мечты Центробанка

Заместитель директора Департамента валютных операций Центробанка Сергей Камбуров сделал не так давно весьма примечательное заявление: денежно-кредитная политика должна меньше зависеть от валютного курса, а регулирование должно осуществляться в основном при помощи ставки рефинансирования. Однако последовавшие за этим громкие события – падение фондового рынка, убийство Ахмата Кадырова, «оборона «Содбизнесбанка», претензии ФСБ к менеджменту ВР/ТНК – заглушили важность этого заявления. А между тем оно свидетельствует о стремлении ЦБ к цивилизованному регулированию экономики и о понимании им ограниченности и, как следствие, неэффективности сегодняшнего инструментария.

Исходя из либеральной концепции минимизации вмешательства государства в экономику, ЦБ в ходе реформ последовательно сокращал инструментарий макроэкономического регулирования. Последствия проявились, когда приток валюты, рожденный дорогой нефтью, укрепил рубль и замедлил экономический рост в 2003 году по меньшей мере на один процентный пункт. Недостаточность возможностей Центробанка стала очевидной в конце января этого года, когда ему лишь титаническими усилиями удалось остановить вызвавшее панику падение курса доллара на отметке 28,5 рубля.

Восстановление курса доллара связано с либерализацией валютного регулирования с 1 июля 2004 года, расширившей возможности бегства капитала, и моделью построения «силового капитализма», укрепившей мотивации к этому бегству. Такое варварское «регулирование» разрушительно, и замечательно, что Центробанк ощутил потребность в регулировании цивилизованном.

Вместе с тем, чтобы регулировать экономику при помощи ставки рефинансирования, ЦБ должен вернуть этой ставке экономический смысл, начав кредитование банковской системы. Сегодня она влияет только на величину штрафов и, по сути, воздействует лишь психологически. Пойти же на кредитование банковской системы Центробанку мешают не только въевшиеся монетаристские предрассудки, но и конъюнктура – экономика буквально захлебывается от избытка денег. В этой ситуации все силы денежных властей уходят не на рефинансирование, а на прямо противоположную операцию – замораживание «лишних» денег.

Причина этого банальна: незащищенность собственности ограничивает возможности инвестирования заработанных денег, которые вновь, как на закате СССР, создают «инфляционный навес». Таким образом, вернуться к цивилизованному регулированию денежно-кредитной системы при помощи ставки рефинансирования не удастся, не обеспечив надежную защиту собственности. Эта задача намного шире возможностей Центробанка и требует уже не экономических, но глубоких политических преобразований.

Автор – руководитель Института модернизации, д.э.н.



"