Posted 1 апреля 2014,, 20:00

Published 1 апреля 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:26

Updated 8 марта, 04:26

В переносном значении

В переносном значении

1 апреля 2014, 20:00
7 апреля заканчивается переходный период по вводу услуги MNP (переносимость мобильного номера). А это значит, что с этого момента для операторов сотовой связи вводятся жесткие условия предоставления новой услуги своим клиентам – перенос номера должен занимать не более восьми дней. Несмотря на недовольство операторов вв

Услуга MNP, также известная как отмена «мобильного рабства», была запущенна 1 декабря 2013 года. Она предоставляет абонентам возможность менять оператора, сохраняя за собой прежний номер. Для этого абоненту необходимо обратиться к оператору, с которым он намерен заключить новый договор, с письменным заявлением о расторжении договора с прежним оператором. Заявление должно быть оформлено в соответствии с установленными требованиями (подробные инструкции можно найти на сайте каждого мобильного оператора) и подкреплено документами (для граждан РФ – паспорт). Стоимость услуги определена в размере 100 рублей.

Но большинство мобильных операторов незадолго до даты запуска пожаловались, что не готовы в полном обмене оказывать услугу с 1 декабря, объясняя это недостатком времени на техническую подготовку. Поэтому Минкосвязи предусмотрел переходный период до апреля этого года, в течение которого время переноса номера из базы одного оператора в базу другого оставлялось на усмотрение самих операторов мобильной связи. Эксперты выражают уверенность, что четыре тестовых месяца позволили учесть и отработать все технические трудности. И сами операторы подтверждают, что ужесточающиеся через неделю условия (оказывать услугу MNP физическим лицам необходимо будет в течение 8 дней, юридическим – в течение 29 дней) не вызовут у них проблем. Главное, чтобы клиенты корректно заполняли заявления, без ошибок указывая свои данные. В случае если номер не был перенесен, оператор должен будет немедленно уведомить клиента об этом, объяснив причины и обозначив новую дату оказания услуги.

Первоначально Минкомсвязи рассматривало вариант ввести дополнительные штрафы для операторов за срыв сроков, но позже чиновники остановились на том, что обязали сотовые компании оплачивать разговоры клиентов до тех пор, пока услуга все-таки не будет оказана. К тому же в течение четырех дней с момента подачи заявки клиент имеет право отказаться от услуги переноса номера. Правда, эксперты предсказывают, что эта возможность может породить путаницу, но предусмотреть ее было необходимо. К тому же абонентам следует помнить, что оператор может совершенно на законных основаниях отказать в переносе номера в случае наличия у клиента перед ним задолженности.

«Помимо непосредственно возможности переноса номера нужно отметить очень важное косвенное влияние, – говорит «НИ» президент Ассоциации региональных оператор связи Юрий Домбровский. – Еще до запуска услуги мобильные операторы снизили цены на свои услуги, расширили линейки тарифов и сделали их более удобными и понятными. В общем, сделали все для улучшения качества своего обслуживания, чтобы удержать абонентов и привлечь новых». Упор был сделан на универсальные тарифы, которые предоставляют щедрые пакеты по всем видам мобильных услуг – звонки, сообщения, Интернет.

Отметим, что усиление конкурентной борьбы не ограничилось только новыми акциями и тарифами. В декабре 2013 года произошел конфликт, когда операторы «большой тройки» обвинили друг друга в игнорировании части заявок на перенос номеров. Но, как разъяснили «НИ» в пресс-службах «Вымпелкома» (бренд «Билайн») и «Мегафона», конфликты были из-за трудностей при переносе номеров госзаказчиков. Так, в «Мегафоне» заявили, что из-за нерассмотренной заявки оператором-донором до сих пор не был осуществлен перенос в их базу такого клиента, как Совет Федерации.

Стоит сказать, что за несколько дней до начала полноценной работы MNP Россвязь констатирует невысокий темп переноса мобильных номеров – всего 50% от поданных заявок. Это подтверждают цифры, публикуемые Центральным научно-исследовательским институтом связи (ЦНИИС), который занимается переносом номеров. На конец марта операторы перенесли 108 018 номеров, хотя заявок было подано 220 216. Правда, в Федеральном агентстве связи ожидают роста заинтересованности услугой MNP с окончанием переходного периода. Но тогда довольно странным выглядит их собственный прогноз, что до конца года они ожидают еще всего 200 тыс. заявок.

«Внедрение услуги пошло по мягкому для операторов сценарию. И можно ожидать, что это будут буквально доли процентов от базы операторов. Я думаю, общий объем оттока ограничится на уровне 2–3%», – отмечает Юрий Домбровский. Как показывали осенние опросы, намерение воспользоваться услугой переноса номера выражали свыше 50% абонентов, сейчас же освободиться от «мобильного рабства» хотят только от 15 до 25% россиян.

"