Posted 1 апреля 2013,, 20:00

Published 1 апреля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:15

Updated 8 марта, 05:15

Спасти Братушек

1 апреля 2013, 20:00
Министр финансов Словении Урос Куфер заявил о том, что его страна не последует примеру Кипра и не будет просить помощи у ЕС и МВФ. Но рынок министру не поверил. Процентные ставки по словенским облигациям резко выросли. Так же, как Кипр, бывшую югославскую республику может поставить на грань дефолта банковский сектор.
Сюжет
Банки

Как только немного улеглись страсти вокруг Кипра, экономисты начали озираться по сторонам в поисках шестого получателя помощи от тройки кредиторов: ЕС, ЕЦБ и МВФ. Чаще всего следующим в очереди с протянутой рукой называют бывшую югославскую республику Словению. Еще несколько лет назад в этой маленькой стране с населением 2 млн. человек, зажатой между Италией и Австрией, царил финансово-промышленный бум. Однако кризис в еврозоне резко снизил спрос на словенский экспорт, главный источник валютных поступлений. Немалую роль в кризисе в Словении сыграли и местные банкиры.

По опыту других стран, получавших помощь извне, известно, что официальные лица с пеной у рта опровергают слухи о тяжелом положении и возможности обращении за помощью. Не из любви к противоречию, а для того, чтобы успокоить инвесторов и не дать подняться процентным ставкам на гособлигации и другие ценные бумаги. Не стала исключением из этого правила и Словения. «Мы продолжим реструктуризацию и стабилизацию банковской системы,– заявила в парламенте еще в начале прошлой недели премьер-министр Аленка Братушек.– Словения способна сама решить эти проблемы».

Однако слова главы правительства, а также министра финансов, призванные, конечно, успокоить в первую очередь иностранных инвесторов, а не местных законодателей, свою задачу не выполнили. Международные финансовые рынки ответили повышением процентных ставок по словенским 10-летним гособлигациям. В конце прошлой недели они поднялись до 6,15%. Это совсем недалеко от гособлигаций Португалии – 6,49%, которая уже получила помощь.

Три государственных банка – Nova Ljubljanska banka (NLB), Nova Kreditna banka Maribor (NKBM) и Abanka Vipa, на которые приходится две трети всего банковского сектора Словении, задыхаются под огромным грузом «плохих» кредитов. 7 млрд. евро, выданных словенскими банками для финансирования строительного бума и рискованных поглощений и слияний, составляют пятую часть ВВП страны. Аналитики МВФ заявляют, что для рекапитализации словенских банков понадобится 1–1,5 млрд. евро. Кредитные агентства словенским чиновникам тоже не поверили. На прошлой неделе агентство Moody’s понизило рейтинг NKBM, а двумя неделями раньше и рейтинг NBL. Кстати, можно вспомнить, как в прошлом году это же агентство без предупреждения понизило рейтинг всей Словении, причем сразу на три ступени: с А2 до Ваа2, от которого до уровня «мусор» всего два коротких шага. При этом агентство еще и изменило для страны прогноз на «негативный», подразумевающий возможность дальнейшего понижения.

Правительство страны сейчас создает государственное агентство, которое будет собирать «плохие» кредиты у словенских банков. Расчет делается на то, что, освободившись от них, финансовые организации сумеют найти капитал и вновь начнут кредитовать местную экономику, которая нуждается в сильном толчке, как в воздухе. Достаточно сказать, что по прогнозам даже правительственных экономистов ВВП Словении в этом году уменьшится как минимум на 2%. Между тем экономика Словении, которая дает всего лишь 0,4% ВВП еврозоны, в 2004 –2006 годах развивалась со средней скоростью 5% в год, а в 2007 году и вовсе установила рекорд – почти 7%.

Премьер Братушек считает аналогии между Кипром и Словенией неточными и неуместными. Действительно, активы кипрских банков примерно в 8 раз превышают ВВП острова, в то время, как словенских, по данным Центробанка страны, – лишь в 1,3 раза. К тому же Словения в отличие от Кипра не является офшором. С другой стороны, просроченные платежи как минимум на 90 дней составляют 19% от ВВП страны.

До конца года кабинету Братушек необходимо найти 1,5 млрд. евро. В правительстве считают задачу вполне выполнимой. Однако эта сумма удвоится, если Словении придется финансировать рекапитализацию банков. Едва ли правительству удастся справиться собственными силами. Ряд аналитиков прогнозируют, что Словении все же придется в течение 2–3 месяцев обратиться к Брюсселю за помощью.