Posted 1 марта 2011,, 21:00

Published 1 марта 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:31

Updated 8 марта, 06:31

Опять копить

1 марта 2011, 21:00
Как сообщил вчера Минфин, нефть марки Urals, основной товар российского экспорта, подорожала за год (февраль-2010 к февралю-2011) на 39,3%, до 101,34 доллара за баррель. Правительство намерено направить новые нефтедоллары на сокращение бюджетного дефицита и опять копить их на «черный» день. Эксперты, признавая важность

Вопрос, куда потратить новые доходы, перед властями не стоит. Накануне министр финансов РФ Алексей Кудрин заявил, что за счет роста цен на «черное золото» Россия уменьшит заимствования и достигнет в 2011 году бюджетного дефицита менее чем 2% от ВВП. Таким образом, ранее заложенный дефицит на уровне 3,6% будет сокращен почти вдвое. Также г-н Кудрин заявил, что необходимо перестроить Резервный фонд ради борьбы с инфляцией, а также создать подушку безопасности на тот случай, если высокие цены на нефть «окажутся не перманентными». То есть деньги будут опять копиться на «черный» день.

«Рост цен на нефть сейчас явно спекулятивный. Рынок сильно разогрет, так как много свободного капитала. Но перед глазами у продавцов и покупателей стоит 2008 год. Возможно, и на этот раз последует серьезное падение. Во всяком случае, нужно к нему готовиться, – сообщил «НИ» старший аналитик нефтегазовой отрасли управляющей компании Виталий Грамадин. – Хотя лучше было бы, чтобы цена держалась на уровне 78 долларов за баррель – меньше соблазнов. Необходимо повышать эффективность расходов, увеличивать привлекательность для зарубежных инвестиций. Накапливать капитал только за счет высокой цены – не выход».

Рядовой же потребитель, как всегда, от дорогой нефти, похоже, не получит ничего. Мало того, растущие мировые цены грозят тем, что начавшее дешеветь топливо снова будет дорожать, хотя при падении тех же мировых цен оно у нас, как правило, не дешевеет. «Цены на нефтепродукты безмерно высоки, – согласился в разговоре с «НИ президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль. – Но в России в цене бензина 60% – это налоги, в то время как в США – 15%. Из-за этого компании вынуждены держать высокие цены». «Цены на бензин будут расти, и даже правительство будет не в силах это остановить», – подтвердил г-н Грамадин. Однако причину он видит в том, что «у нас нет нормального рыночного ценообразования».

По мнению экспертов, нефтедоллары можно было бы направить и на модернизацию той же нефтегазовой отрасли, которая находится далеко не в лучшем состоянии. «Нужно заниматься реконструкцией нефтеперерабатывающих заводов с тех денег, что сейчас идут с продажи нефти, это позволит выпускать более качественное топливо стандарта Евро-3, Евро-4 и выше. Но для этого нужны новые технологии. У нас их нет. В США из 1 тонны нефти получают 400 литров бензина, в России – 140 литров. Цифры говорят сами за себя. К тому же улучшение качества топлива – это снижение выхлопных газов, улучшение экологической ситуации», – заметил Геннадий Шмаль.

"