Posted 1 марта 2005,, 21:00

Published 1 марта 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:34

Updated 8 марта, 09:34

Они плачут, а нам не жалко

Они плачут, а нам не жалко

1 марта 2005, 21:00
Вчера в Москве прошла конференция, посвященная перспективам развития российского рынка страхования жизни. Менеджеры компаний сетовали на низкий уровень страховой культуры населения, который держит Россию на 41-м месте в мире по объемам сбора страховых премий. Эксперты же полагают, что виной тому общее недоверие россиян

Гражданин США тратит в год на страховые взносы 1,5 тыс. долларов, средний европеец – 600 евро, россиянин – 1 доллар. Не было бы и этого, если бы не обязательное страхование автогражданской ответственности. Объем российского рынка страховых премий – 100–150 млн. долларов в год, которые страховщики оценивают как «непростительно маленькую величину». Заведующий кафедрой управления рисками и страхования МГУ Игорь Котлобовский пересчитал объем рынка сбора страховых премий на ВВП. Картина также получилась неприглядная: Россия оказалась на 45-м месте среди развитых стран. «Мы даже ниже Украины», – посетовал специалист.

Столь низкие объемы рынка эксперты объясняют несколькими причинами. Во-первых, это низкий уровень жизни населения. «Когда треть россиян живут за чертой бедности, не до страхования», – уверен Игорь Котлобовский. Во-вторых, виновато несовершенство налогового законодательства. По мнению специалистов, необходимо предоставление социальных налоговых вычетов людям, купившим на собственные средства полисы долгосрочного страхования.

Присутствовавшая на конференции заместитель руководителя Департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева заявила, что разработка проекта по предоставлению налоговых льгот как для страхователей, так и для страховщиков – это «среднесрочная перспектива», и порекомендовала участникам рынка для преодоления проблем «создавать положительный имидж компаний». Этим чиновница задела страховщиков за живое.

Большинство из них тут же пошли в очередную атаку на несознательных сограждан, которые по уровню страховой культуры не соответствуют требованиям продвинутых страховщиков. Впрочем, по признанию участников рынка, объективные факты для недоверия к ним все же есть. В массовом сознании, скажем, европейца страхование – это социальные программы. А у большинства россиян оно твердо ассоциируется с тем, что хочешь не хочешь надо выкладывать немалые деньги за ОСАГО, без которого тебя остановит на улице первый же гаишник.

Не добавляют хорошей репутации страховщикам и так называемые серые схемы. Речь идет, в частности, о случаях, когда некая компания и заинтересованный страховщик заключают договор страхования от несуществующих рисков. Потом фирма производит выплаты, а дальше идет цепочка обналичивания денег. По данным Федеральной службы страхового надзора (ФССН), на долю таких схем в России приходится 62% рынка страхования. По мнению экспертов, эту проблему можно решить путем перевода страховых компаний на международный стандарт финансовой отчетности (МСФО).

Однако ФССН совместно с правоохранительными органами решила пойти другим путем и пригрозила страховщикам «перекрестными и комплексными проверками». Этот факт также не добавляет стабильности отечественному рынку страхования. Именно поэтому, судя по последним данным РОМИР, только 2% россиян согласились бы вложить свободные деньги в страховку. Большинство же (44%) вложились бы в недвижимость, а 28% со своими сбережениями предпочитают вообще ничего не делать.




Подставные рубли

"