Posted 1 марта 2005,, 21:00

Published 1 марта 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:34

Updated 8 марта, 09:34

Наш ответ Нью-Йорку

Наш ответ Нью-Йорку

1 марта 2005, 21:00
Цены на сельхозтовары, металлы и энергоресурсы на Нью-Йоркской бирже достигли вчера 24-летнего максимума. Для бюджета России это хорошая новость, он получит дополнительные доходы от экспорта. Однако «эффект Нью-Йорка» таков, что и внутренние российские цены на ряд товаров могут ощутимо повыситься.

Товарный индекс Reuters CRB повысился до 305 пунктов – самой высокой отметки с февраля 1981 года. С начала года он уже вырос на 8,8%, тогда как за весь прошлый год – на 11%. Этот индекс рассчитывается на основании биржевых цен 17 товаров, в том числе зерна, сои, кукурузы, говядины, кофе, сахара, нефти, газа, золота и др. Взлет связан с тем, что по отдельным видам сырья темпы роста производства отстают от роста потребления.

«Сырье вновь становится важным активом и способом инвестировать средства», – отмечает партнер американской консалтинговой компании Logic Advisors LLC Уильям О’Нил. Это утверждение особенно актуально для России, которая имеет в мировой экономике именно сырьевой статус. Напомним, по итогам 2004 года продукция ТЭК составляла 57% российского экспорта, металлургия – 17%, целлюлоза и древесина – 3%.

«Если мы умело сможем воспользоваться сложившейся конъюнктурой, для нас рост цен будет позитивным фактором, – заявил «Новым Известиям» директор Института макроэкономических исследований и прогнозирования, проректор Высшей школы экономики Евгений Гавриленков. – Доходы, которые мы получаем от экспорта, важны для дальнейшего экономического роста. К тому же это будет способствовать решению одной из макроэкономических задач – повышению монетизации экономики (отношение наличности к ВВП. – «НИ»)».

Обратная сторона происходящего не так радостна: с подорожанием товаров на мировой бирже повысятся и внутренние цены. Евгений Гавриленков напомнил, что подобное уже было в прошлом году. Тогда стоимость произведенной промышленниками продукции выросла прежде всего за счет роста цен на топливо и металлы, а отнюдь не благодаря повышению количества или качества товаров. В этом году серьезный удар может получить сельское хозяйство – значительную долю затрат в этой отрасли составляет дорожающее топливо, считает г-н Гавриленков. Правда, эксперты видят в этом и позитивный момент. Рост расходных статей в агросекторе может послужить стимулом для снижения издержек.

Больше всего вырастут цены на те товары, которые собственно и котируются на мировой бирже. Как считает директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина, особенно рост мировых котировок отразится на стоимости сахара. В меньшей степени, но тоже скажется он и на ценах на зерно, кукурузу и сою. Кроме того, биржевые цены будут стимулировать рост цен на мясо, считает эксперт. «Причем, если цена свинины и говядины и дальше пойдет вверх, потребление этих сортов мяса россиянами снизится, – предсказывает г-жа Тюрина. – Дело в том, что в конце 2004 года средняя стоимость свинины и говядины достигла своего максимума – 90 и 82 руб. за килограмм, соответственно, – после которого просто снижается спрос».

Но особенно сильно эффект мировой биржи почувствуют на себе автолюбители, которые вслед за льготниками уже начали выходить на улицы. Цены на нефть и нефтепродукты на мировом рынке пока остаются высокими. Внутренние цены на бензин – тоже. И дело здесь не только в якобы существующем картельном сговоре нефтяников, о котором недавно говорил вице-премьер Александр Жуков. «Если бензин покупают и по более высоким ценам, то у производителя естественно возникает соблазн их поднять», – признает замдиректора Топливно-энергетического института Сергей Ежов. К тому же, как утверждают некоторые эксперты, сегодняшняя политика правительства не препятствует приближению российских цен на бензин к мировым. Поэтому потенциал удорожания еще не исчерпан.

"