Posted 1 февраля 2009,, 21:00

Published 1 февраля 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:43

Updated 8 марта, 07:43

Давос в тупике

1 февраля 2009, 21:00
Вчера в швейцарском Давосе завершил работу традиционный форум, собравший беспрецедентное число руководителей мировых держав и крупного бизнеса. С высокой трибуны и в кулуарах звучали заявления, касающиеся будущего мировой экономической и финансовой системы. По мнению экспертов, до реального воплощения многих громких сл

Канцлер Германии Ангела Меркель, признав, что одной из причин нынешнего глобального финансового кризиса стало то, что долгое время Запад «жил не по средствам», предложила учредить международный совет по экономике при ООН, по примеру Совета безопасности ООН. Она также призвала создать всеобщую «Хартию совместного хозяйствования» – своего рода договор между государствами о соблюдении определенных принципов, которые позволили бы не допустить повторения нынешнего кризиса. Идею поддержал министр экономики и финансов Италии Джулио Тремонти, предложивший создать своеобразный «кодекс», с помощью которого будет осуществляться контроль за «чистоплотностью и прозрачностью» финансового сектора путем мониторинга, оценок и составления «черных списков».

Научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин считает, что до реализации этих предложений дело не дойдет, потому что интересы разных стран диаметрально противоположны. «США выгоден разгул спекулятивного капитала, и они от него никогда не откажутся. А никакие мировые финансовые соглашения без участия США невозможны», – убежден экономист.

Российская делегация одной из первых отметилась в Давосе громкими выступлениями и запоминающимися высказываниями. Премьер Владимир Путин использовал предоставленное ему право открыть форум, чтобы рассказать о проблемах, с которыми столкнулась мировая и российская экономика, и заверить весь политический и деловой мир в надежности позиций РФ. Эту тему он продолжил и на других встречах. «Мы не претендуем ни на какой эксклюзив, а хотим, чтобы нас воспринимали как равноправного партнера, – сказал Путин, выступая перед членами Международного совета предпринимателей. – Мы не люди с ограниченными возможностями, нам не нужно помогать, нужно равноправное сотрудничество».

А вот глава «Роснано» Анатолий Чубайс, напротив, предложил готовить общественность к самому плохому варианту развития событий. «Если невозможно сделать серьезный, реальный прогноз по мировой экономике, то, вырабатывая годовую стратегию, ты обязан взять в расчет самый плохой мировой сценарий из всех, – заявил он в кулуарах форума. – Берем диапазон прогнозов цены на нефть. Что там – 25–50 долларов за баррель? Тогда 25 долларов, и точка, ни доллара больше. Весь бюджет нужно считать из самых плохих параметров, никаких 41 доллара, а именно 25». По его мнению, и отечественный бизнес также необходимо сориентировать на жесткие, но реальные цифры по курсу рубля и инфляции. «Конечно, бизнес просит поддержку, но в действительности главное, что сейчас правительство должно дать бизнесу, – не поддержка, а тот сценарий годового развития, который будет реальностью, – сказал Чубайс. – Если бизнес поверит в цифры правительства, это означает, что он сможет строить хоть какие-то стратегии».

Замдиректора Института экономики РАН Дмитрий Сорокин считает, что официальный сценарий все же должен быть оптимистичным. «Правительство, безусловно, должно иметь в запасе варианты на худший случай, но озвучивать их официально было бы неправильно, – заметил «НИ» эксперт. – Представьте, если вдруг объявить, что доллар будет стоить 50 руб. – начнется паника».

Михаил Делягин считает, что главным результатом Давоса стало «ощущение общей беспомощности». «Руководители крупнейших стран и корпораций ощутили, что нынешний кризис носит необычный характер, и они не знают, что с ним делать», – полагает эксперт.

"