Posted 30 ноября 2014,, 21:00

Published 30 ноября 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 04:00

Updated 8 марта, 04:00

Руслан Гринберг

Руслан Гринберг

30 ноября 2014, 21:00
Реакция рынков на решение нефтяного картеля ОПЕК не снижать квоты на добычу черного золота оказалась совершенно предсказуемой. Нефтяные котировки на международных биржах «посыпались», а в России рубль, курс которого во многом определяется стоимостью энергоносителей, обновил исторические минимумы по отношению к доллару
Сюжет
Деньги

– Руслан Семенович, как можно оценить решение ОПЕК и к чему оно приведет?

– Принятое на саммите в Вене решение лишь подтвердило уже произошедший ранее сдвиг на нефтяном рынке в сторону превышения предложения над спросом. Это решение лишний раз свидетельствует о том, что в экономике чудес не бывает. Страны –экспортеры нефти решили не вмешиваться в сложившуюся на рынке ситуацию и не снижать предложение черного золота. Тем более что особых противопоказаний против сложившихся сейчас цен у них нет – у одних стран ОПЕК себестоимость добычи нефти сравнительно низкая, у других имеются нефтяные резервы. Поэтому уровень цен в 70–80 долларов за баррель их пока устраивает. Если же говорить о последствиях, к которым приведет решение ОПЕК, то стало совершенно очевидным: понижательные факторы будут действовать на цену нефти и дальше. До какого уровня – будет ли это 70, или 65, или 60 долларов за баррель – предсказывать не берусь.

– Последние несколько месяцев, пока цена нефти падает, не смолкают разговоры о том, кому это выгодно и кто против кого плетет заговоры. Каково ваше мнение на этот счет?

– Я не верю в конспирологические теории. Конечно, какие-то политические резоны могут влиять на тех или иных членов ОПЕК, на позицию США, России и других игроков, но их интересы разнонаправленны. Поэтому я не вижу какой-то одной «темной силы», которая могла бы по своему желанию повернуть ситуацию на рынке. Другое дело, что на рынке нефти, как ни на каком другом, сильны позиции спекулянтов, поэтому цены здесь гораздо меньше привязаны, скажем, к себестоимости продукции и гораздо больше зависят от настроений биржевых игроков. Что же касается главных выгодополучателей от нынешнего уровня цен, то это, очевидно, те страны, которые импортируют нефть, – прежде всего Китай, государства ЕС.

– Чем нынешняя ситуация грозит российской экономике?

– Главная неприятность – пятидесятипроцентная девальвация национальной валюты – уже случилась. Это скандал! Да еще в условиях экономической рецессии и действия санкций. Можно сказать, что, девальвировав рубль, мы сами наложили на себя дополнительные санкции. В связи с этим самые большие риски для населения – инфляционные. Понятно, что быстро и резко подорожает весь импорт. Понятно и то, что рост цен на одни товары потянет за собой по цепочке удорожание и всех остальных. Уверяю вас, что скоро даже бабушки, торгующие семечками, поднимут цены.

– В связи с этим возникают два вечных вопроса: кто виноват и что делать?

– Происходящее – результат того, что мы так и не преодолели долларизации нашей экономики. Я не знаю, чем занимается руководство Центробанка, кроме того, что произносит наукообразные речи о «свободном плавании» рубля, его «равновесном курсе» и «таргетировании инфляции». У ЦБ две главные задачи – обеспечить минимальную инфляцию и максимальную стабильность валютного курса. Его руководство не добилось ни того, ни другого. Теперь, чтобы хоть как-то остановить падение рубля, я не исключаю введения каких-то ограничений на валютном рынке. Например, требования для экспортеров обязательной продажи части валютной выручки.

– Ну а что делать населению со своими рублями и долларами – у кого они имеются в наличии?

– Рубли немедленно тратить, причем лучше на товары длительного пользования. Если же таковых на примете не имеется, то хотя бы на гречку с макаронами. Валюту же не трогать как можно дольше, если она есть. Впрочем, для большинства наших сограждан эти советы не актуальны. Согласно статистике, у нас только треть населения имеет «лишние» деньги, которые можно сберегать и накапливать. Остальные живут от получки до получки, и у них три главных направления трат – еда, ЖКХ и лекарства. Все эти три позиции будут неизбежно дорожать, а доходы людей явно не увеличатся – им просто не с чего расти. Если же случится падение доходов на 20–25%, что совсем не выглядит фантастикой, то это уже грозит создать в стране ситуацию социальной нестабильности со всеми вытекающими последствиями.

"