Posted 30 ноября 2014,, 21:00

Published 30 ноября 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 04:00

Updated 8 марта, 04:00

Испытание дешевой нефтью

Испытание дешевой нефтью

30 ноября 2014, 21:00
Встреча министров нефтяной промышленности стран – членов ОПЕК, которой так ждали и боялись в конце прошлой недели, не оправдала тайных ожиданий. Надежда на то, что организация все же снизит объемы добычи нефти, теплившаяся до самого последнего момента, не сбылась. Решение, принятое странами-экспортерами в Вене, привело

Эр-Рияд со своими союзниками из Персидского залива показал всей планете, кто в ОПЕК хозяин. Несмотря на оппозицию, спонтанно возникшую в недрах организации экспортеров нефти в последние месяцы, в резолюции 166-й встречи министров ОПЕК говорится, что добыча «черного золота» следующие шесть месяцев останется на уровне 30 млн. баррелей. А поскольку мировой экономике, переживающей, как известно, не лучшие времена, так много не надо, это значит, что цены на нефть в обозримом будущем продолжат снижение.

На каком уровне стабилизуется цена барреля, сейчас не берется сказать, пожалуй, никто. Наиболее горячие головы предсказывают снижение цен едва ли не до 20 долларов за «бочонок». Впрочем, гораздо чаще звучит прогноз, что цены вполне могут опуститься до 60 долларов за баррель. Дальнейшее их снижение угрожает очень серьезными последствиями для мировой экономики, поэтому с известной долей риска можно предположить, что производители нефти его не допустят.

Решение нефтяного картеля расценено многими экспертами как закат ОПЕК и демонстрация резкого снижения его влияния в мире. «Мы вступаем в новую эру цен на нефть, в которой определять уровень добычи нефти будет не ОПЕК во главе с Саудовской Аравией, а рынок, – прокомментировал итоги Венского саммита Майк Виттнер, глава отдела нефтяных исследований Societe Generale. – Картель выбросил на ринг полотенце. Рынки изменились на многие годы».

В основе «революции», происходящей сейчас в энергетическом секторе, с одной стороны, лежит борьба Саудовской Аравии с Соединенными Штатами и ее сланцевой нефтью, в которой арабские шейхи видят наибольшую угрозу своему благосостоянию, с другой – ее определяет борьба США как с арабскими нефтепроизводителями, от чьей зависимости Вашингтон стремится во что бы то ни стало избавиться, так и с Россией, которая, как считают в Белом доме, в последнее время все больше угрожает интересам Америки в разных уголках земного шара.

Сейчас на глобальном нефтяном рынке идет игра нервов или, если быть более точным, борьба ресурсов и денег. В войне за рынки, вылившейся в резкое снижение стоимости барреля во второй половине этого года, победит тот, кто сумеет дольше продержаться при низких ценах. Ресурсы главные игроки накопили солидные, но, конечно, и они рано или поздно иссякнут.

США в этом смысле обладают определенными преимуществами. Во-первых, пока доллар остается мировой валютой, Вашингтон может печатать все новые и новые миллиарды «зеленых». Во-вторых, Саудовская Аравия и другие страны Персидского залива держат солидную часть своих нефтедолларов в американских банках. И можно предположить, что в случае необходимости Белый дом найдет возможность заморозить американские активы арабских шейхов или какой-нибудь другой способ повлиять на их политику.

В Вашингтоне настроены на победу. Экономисты Международного энергетического агентства полагают, что добыча нефти в США не только не снизится, но в течение следующего года вырастет еще почти на миллион баррелей в сутки. Кстати, одной цели – снижения зависимости от арабских нефтепроизводителей – США благодаря сланцевой нефти уже добились. В августе доля ОПЕК в американском импорте нефти снизилась до 40%, или 2,9 млн. баррелей в сутки. Это самый низкий показатель с мая 1985 года. Пик же был достигнут в 1976 году и равнялся 88%.

В свою очередь главной мишенью арабских шейхов являются американские производители сланцевой нефти. Эр-Рияд будет считать свою задачу выполненной, если разорит сланцевый бизнес США. Хотя американцы утверждают, что намерены продолжать добычу и при более низких ценах. И добавляют, что всего для 4% месторождений сланцевой нефти порогом рентабельности является 80 долларов за «бочку». Большинство же месторождений, в том числе и в крупнейшем бассейне Баккен, могут добывать нефть и при 40–42 долларах. При этом аналитики из консалтинговой компании Sanford C. Bernstein & Co считают, что Саудовская Аравия, Ирак и Ирак смогут «терпеть» даже до 30 долларов за баррель.

Не стоит, конечно, забывать и о других игроках, которые не обладают такими же ресурсами, как Америка и арабские шейхи. По словам президента Венесуэлы Николаса Мадуро, доходы Каракаса от нефти уже упали на 35%. Нигерия на прошлой неделе впервые за три года повысила ключевые процентные ставки и сообщила о сокращении расходной части бюджета на следующий год на 6%. Другим членам ОПЕК – Ирану, Ираку, Эквадору, Ливии, Алжиру и Анголе, а также крупным нефтепроизводителям, не входящим в ОПЕК, – России, Норвегии, Мексике, по прогнозам специалистов из Wells Fargo, скорее всего, в 2015 году придется сокращать добычу, чтобы попытаться повлиять на рост барреля.

Что касается России, то, учитывая ее «нефтезависимость» – почти половину доходов бюджета приносит экспорт энергоносителей, – экономисты предсказывают стране мрачное будущее. Скажем, Bloomberg утверждает, что вероятность сползания в рецессию российской экономики в 2015 году самая высокая за два года и составляет 75%.

Российские чиновники настроены не в пример оптимистичнее. Министр экономического развития Алексей Улюкаев уверяет, что Москва готова к низким ценам на нефть. По его мнению, несмотря на то, что бюджет рассчитан исходя из средней стоимости барреля в 96 долларов, пересматривать его нет необходимости. Что же касается минимального уровня рентабельности российской «нефтянки», то, по словам вице-президента «Лукойла» Леонида Федуна, для его компании он составляет 25 долларов за баррель.

"