Posted 30 ноября 2003,, 21:00

Published 30 ноября 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

Один «болтун» на тысячу «молчунов»

Один «болтун» на тысячу «молчунов»

30 ноября 2003, 21:00
Пенсионная реформа в России началась не просто плохо, а очень плохо. Руководство Пенсионного фонда признало в минувшую субботу, что граждане не хотят переводить свои накопления в частные управляющие компании. Так что под управлением государственной управляющей компании в лице Внешэкономбанка может остаться не 90% всех

Сценой для «разоблачения» итогов первого этапа пенсионной реформы стала субботняя конференция «Руководителям бизнеса о пенсионной реформе». Именно на ней руководители Пенсионного фонда России (ПФР) сообщили ошеломляющие цифры: по данным советника председателя правления ПФР Владимира Вьюницкого, по состоянию на 27 ноября свое желание доверить средства частным управляющим компаниям изъявили всего 45 тысяч россиян, то есть 0,1% получивших «письма счастья» (напомним, что выбрать управляющую компанию россияне должны до 31 декабря, после чего первый этап реформы будет считаться законченным). «Это результат, который не может не тревожить», – подчеркнул Владимир Вьюницкий и пояснил, что ПФР, конечно, предсказывал, что большая часть средств в первый год существования накопительной пенсионной системы останется под контролем государственной управляющей компании. Однако, по прогнозам фонда, в частные УК должно было поступить гораздо больше денег. Основания для таких надежд были: 3–4 года назад, когда пенсионная реформа только готовилась, намерение доверить свои накопления негосударственным УК высказывали 1–1,5% граждан от общего числа застрахованных лиц. А по состоянию на середину 2003 года такое желание выражали уже 6,5–7% застрахованных россиян, то есть 2–3 млн. человек. Почему теперь этих «смельчаков» осталось всего 45 тысяч человек, похоже, остается загадкой и для частных УК, и для Пенсионного фонда, и тем более для правительства, которое уверено, что создало прекрасные условия для реформирования пенсионной системы страны.

После констатации этих невеселых цифр представители ПФР и руководители частных УК стали критиковать друг друга. «Частники» намекали на то, что «во всем виноват ПФР»: именно он ответственен за то, что большинство россиян по-прежнему понятия не имеют о возможностях, которые представляет им реформа пенсионной системы. По мнению эксперта Конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Олега Комаровского, ПФР сделал все, чтобы пенсионные накопления остались у него и были переданы в государственную управляющую компанию в лице Внешэкономбанка. И, судя по результатам, его деятельность в этом направлении вполне увенчалась успехом.

Понятно, что руководство ПФР не готово брать на себя ответственность за провал реформы. Поэтому Владимир Вьюницкий поспешил отвести от своего ведомства удар, заявив, что это частные УК вели себя слишком пассивно, экономили средства на проведение рекламной кампании и разъяснительной работы. Результат такой беспечности и недальновидности налицо: «частникам» готовы отдать свои средства всего 0,1% застрахованных лиц.

По мнению экспертов, Пенсионный фонд России в данном случае не лукавит: его и впрямь настораживают такие предварительные данные. Дело в том, что пенсионные накопления «молчунов» – а это на сегодня 99,9% населения – попадут под управление Внешэкономбанка и будут в большинстве своем «закачаны» в государственные казначейские бумаги (ГКО). Между тем рынок гособлигаций у нас в стране невелик: за последние 5 лет ему так и не удалось восстановиться до докризисных объемов. Приток на него нескольких миллиардов долларов, как признает Владимир Вьюницкий, способен дестабилизировать ситуацию и вызвать нежелательные последствия, такие, как строительство новой и совсем ненужной «пирамиды» ГКО. Так что правительство было бы довольно, если хотя бы часть средств будущих пенсионеров «перекочевала» под управление частных компаний и была инвестирована в другие финансовые инструменты, например, в акции или корпоративные облигации.

Однако похоже, что этого не будет, и теперь не так важно, что стало причиной «провала» реформы – пассивность «частников», сознательный бойкот со стороны ПФР или отсутствие экономического образования у населения. Факт остается фактом: реформа сорвана, и, возможно, правительству уже в ближайшие годы придется столкнуться с новой старой проблемой «перегрева» рынка ГКО.

"