Posted 31 октября 2013,, 20:00

Published 31 октября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:42

Updated 8 марта, 04:42

Аукцион по-свойски

Аукцион по-свойски

31 октября 2013, 20:00
Министерство экономического развития (МЭР) разработало законопроект, согласно которому будет введен запрет на участие в госзакупках родственников членов комиссий по таким торгам. Впрочем, эксперты сомневаются, что подобным нововведением можно будет покончить с кумовством в системе распределения бюджетных средств.

«Я однозначно за такую инициативу. Но не совсем понимаю, зачем усложнять правовую систему, дублируя уже существующие нормативные акты? Ведь в нашем законодательстве уже прописано понятие конфликта интересов, – сообщил «НИ» руководитель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. – Другое дело, что, как и все подобные законы, он наверняка упрется в его полное невыполнение».

Разработчики же законопроекта определяют конфликт интересов как «случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке либо являются близкими родственниками с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества». А под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно более чем 10% в уставном капитале хозяйственного общества.

Проблема кумовства как одной из разновидностей коррупции в системе госзакупок обсуждается уже довольно давно. О необходимости раскрытия информации о наличии родственных связей между руководителями госкомпаний, лицами, ответственными за формирование госзакупок, и окончательными поставщиками услуг Минэкономразвития начало говорить еще в прошлом году. Но с самого начала специалисты критиковали инициативу МЭРа за то, что вся эффективность ее реализации держится исключительно на честном слове чиновников, которые самостоятельно должны предоставлять информацию о своих родственниках. Ни о каких детальных проверках полученной информации со стороны ведомства речи не идет. К тому же менее близкое родство – двоюродное, троюродное – никак не подпадает под действие поправок, которые предлагает МЭР.

Г-н Кабанов отмечает, что если бы в законодательстве было прописано понятие «фактических бенефициаров» и обязанность компании в строгом порядке раскрывать эту информацию, то это бы значительно упростило выявление случаев конфликта интересов и их пресечения. Пока же федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который вступит в силу с 2014 года, прописывает только возможность судом признать контракт недействительным, если он был заключен между близкими родственниками.

"