Posted 31 октября 2005,, 21:00

Published 31 октября 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:19

Updated 8 марта, 09:19

Любовь без отзыва

31 октября 2005, 21:00
Страна стоит на пороге серьезных изменений, которые коснутся работы банков. Недавно правительство одобрило законодательные поправки, устанавливающие минимальные требования к размеру собственного банковского капитала. Ассоциация региональных банков предложила ввести в Гражданский кодекс норму о банкротстве физического л
Сюжет
Банки

Как сообщил руководитель экономической рабочей группы при администрации президента Антон Данилов-Данильян, внесено предложение увеличить сумму, которую получают клиенты банка в случае его банкротства со 100 до 190 тыс. руб. «Это более чем достаточно для того, чтобы вкладчик чувствовал себя уверенно. А уверенность вкладчиков непосредственно влияет и на уверенность банков», – отметил чиновник.

Генеральный директор Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Александр Турбанов озвучил еще более амбициозные планы: «Сейчас мы предлагаем увеличить сумму страхового возмещения до 6 тыс. долларов, а в следующих поправках речь может идти и о 20 тыс. евро, как это принято в Европе». Он считает, что также должен расширяться круг субъектов, чьи интересы страхуются, – в среднесрочной перспективе есть смысл вести разговор о расширении действия закона на индивидуальных предпринимателей, малые предприятия, ПИФы.

Если увеличение выплат по застрахованным банковским вкладам споров не вызвало, то возможное изменение 837-й статьи Гражданского кодекса (ГК), в которой говорится, что срочный банковский вклад может быть в любой момент отозван, оценено банковским сообществом по-разному.

«Срочного безотзывного вклада пока у нас нет, но мы предлагаем его ввести – клиент в этом случае рассматривал бы банк как своего партнера. А если случится что-то непредвиденное, то всегда можно взять кредит», – уверен г-н Данилов-Данильян. С ним согласен и первый вице-президент Ассоциации российских банков Андрей Емелин: «Без установления этого нового вида вкладов мы будем обречены на еще очень долгий поиск долгосрочных ресурсов для кредитования, поскольку, к сожалению, со стороны государства нет шагов в направлении повышения капитализации банков. Введение института безотзывных срочных вкладов помогло бы решить эту проблему. Здесь нет никакого криминала или ущемления прав граждан, как начнут говорить. Речь идет всего лишь о еще одном предложении на рынке».

Александр Турбанов настроен скептически. По его мнению, «в результате мы получим негативный психологический эффект от населения, люди будут напуганы, ведь паникуют всегда в первую очередь мелкие вкладчики». Не хотел бы менять ГК и первый заместитель председателя комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам.

Павел Медведев. Он считает, что «существует целый ряд других потребностей исправления закона в связи со многими анекдотическими, неприятными явлениями в банковском законодательстве». К таким явлениям он отнес, например, обязательное требование наличия паспорта при обмене валюты.

Вместе с тем, считает Александр Турбанов, необходимо разработать комплекс мер по финансовому оздоровлению банков, которые позволили бы предотвратить банкротство. «Если бы мы смогли установить критерии для выделения социально значимых банков, им могла бы оказываться соответствующая финансовая поддержка. Не каждому банку нужно помогать, поэтому эти критерии должны быть законодательно определены. Мировая практика идет именно по этому пути. Помощь может оказываться на ранних стадиях реагирования, когда эти меры могут реально стабилизировать финансовое положение банка», – убежден гендиректор АСВ.

"