Posted 31 октября 2005,, 21:00

Published 31 октября 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:19

Updated 8 марта, 09:19

Китайская угроза

Китайская угроза

31 октября 2005, 21:00
Вчера замглавы Минпромэнерго России Иван Матеров выступил с предложением ввести сертификацию на автомобили, которые поставляются в нашу страну из Китая. Аналитики рынка уверены, что это связано с масштабным кризисом, который переживает отечественный автопром, не выдерживающий конкуренции даже с невысокого качества кита

На сегодняшний день иностранным производителям принадлежит 40% российского авторынка, 60% – отечественным. Увеличить долю своего присутствия иностранцам мешает и недостаточный потребительский спрос (машин на душу населения у нас продается все еще меньше, чем даже в странах Восточной Европы), и неразвитая инфраструктура, и частично политические риски, которые отпугивают зарубежных инвесторов.

Чиновники уже не первый год призывают иностранных производителей не только экспортировать нам свои авто, но и собирать их в России. Однако все попытки заманить таких автогигантов, как, скажем, DaimlerChrysler или Nissan, пока не увенчались успехом. А учитывая, что в стране еще не сложились условия для масштабного прихода зарубежных компаний в наш автопром, китайцы вполне смогли бы заполнить пустующие ниши. Однако именно на их пути и решили установить барьеры чиновники.

Аналитики предположили, что предложенная Минпромэнерго сертификация – следствие угрозы, нависшей над отечественным производителем в случае масштабного заселения рынка иностранцами. За первые 9 месяцев 2005 года производство легковых автомобилей в России составило 783 тыс. единиц, это на 7% меньше, чем в прошлом году. Правда, в стоимостном выражении выпуск авто заметно вырос, но это скорее следствие того, что наши машины непрерывно дорожают.

Впрочем, зампред Всероссийского общества автолюбителей Сергей Дорофеев в разговоре с «Новыми Известиями» предположил, что российские автозаводы за последние годы серьезно изменили отношение к производственной, сбытовой и ценовой политике. Правда, эксперты рынка согласны с этим лишь отчасти. По их мнению, покупателям по-прежнему предлагают морально устаревшие автомобили невысокого качества по цене лишь на 10% ниже хорошей иномарки. Аналитик РБК Антон Максимов успех российского автопрома видит в недостаточно растущем благосостоянии соотечественников. «Несмотря на повышающуюся покупательскую способность россиян, большинство позволяют себе автомобиль в ценовой нише ниже 10 тыс. долларов, а здесь безраздельно правит бал отечественный производитель», – пояснил он «НИ».

«Доля российских производителей будет уменьшаться в ближайшие пару лет», – дала «НИ» прогноз аналитик ИК «Ренессанс Капитал» Ангелина Валавина. И это связано прежде всего с тем, что экспорт китайских автомобилей может существенно изменить ситуацию на отечественном рынке. Пока, по мнению аналитиков, это невозможно лишь из-за того, что китайские бренды у нас недостаточно известны. Да и качество машин из КНР оставляет желать лучшего, но нашему автолюбителю «доводить до ума» своих железных коней не привыкать.

Между тем с начала 2005 года на российском рынке уже работает китайский автомобильный холдинг Great Wall Motor (GWM), предлагающий потребителям сравнительно недорогие внедорожники и пикапы. А в декабре этого года появится еще и BYD Auto, который собирается выпускать малолитражный городской автомобиль. Цена у него, правда, будет повыше, чем у «Оки», но зато, как говорят, это уже машина.

"