Posted 31 октября 2004,, 21:00

Published 31 октября 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:40

Updated 8 марта, 09:40

Китайцы не шутят

31 октября 2004, 21:00
Вчера стало известно, что Китайская национальная нефтяная корпорация (КННК) подала в суд на ЮКОС. Китайцы требуют возместить убытки, понесенные из-за того, что российская компания недопоставила в Китай 1 миллион тонн нефти. Это уже третья претензия, высказанная иностранцами, – до Китая были американцы и шведы.

Похоже, что в деле ЮКОСа наступил новый этап. Если раньше претензии к НК предъявляли в основном российские налоговики, то теперь ею недовольны иностранцы. Все началось неделю назад, когда «Шлюмберже» (транснациональная корпорация со штаб-квартирой в США) забрала у компании свое оборудование для разведки и добычи нефти. Причина в том, что россияне перестали платить за аренду оборудования. Тогда же в печать впервые просочились сведения, что КННК недовольна прекращением «юкосовских» поставок.

Срыв как платежей «Шлюмберже», так и поставок Китаю, стал результатом ареста счетов «Юганскнефтегаза». Эту «дочку», добывающую большую часть его нефти, ЮКОСу скоро придется продать, чтобы рассчитаться с долгами перед налоговиками.

На следующий день после конфуза с «Шлюмберже» информационные агентства, ссылаясь на анонимные источники, сообщили: «Юганскнефтегаз» в ноябре будет куплен немецким концерном E.ON, который затем перепродаст акции государственному супергиганту «Газпром-Роснефть». Кстати, стоимость злополучного дочернего актива по разным оценкам составляет 10–17 млрд. долларов, а налоговые претензии к ЮКОСу – около 7 млрд.

В середине недели выяснилось, что шведский посол Свен Хирдман направил главе российского Минэкономразвития Герману Грефу письмо, в котором, в частности, говорилось: «Значительное число международных финансовых институтов и многие мелкие инвесторы из Швеции, которые вложили свои деньги в ЮКОС, принимали инвестиционное решение, основываясь на понимании той судебной системы, которая в настоящее время вызывает серьезные сомнения. Единственной возможностью вернуть потерянные инвестиции для многих из этих инвесторов может быть обращение в международные суды».

Министр не прокомментировал грозное послание, сказав, что не успел его прочесть. Зато на следующий день помощник президента России Игорь Шувалов заявил, что дело ЮКОСа является «началом пути в отношении других налогоплательщиков» и «нефтяным компаниям лучше самим до разбирательств посмотреть на свою налоговую историю и доплатить в бюджет».

Впрочем, г-н Шувалов не поверг олигархов в трепет, ведь налоговые проверки начались во всех НК до того, как стали высказываться высшие госчиновники, но лишь у ЮКОСа они переросли в вопрос жизни и смерти.

В воскресенье в копилку международных проблем ЮКОСа добавилась еще одна. КННК подала на него в суд, требуя возместить убытки. Россияне обязались поставить в Китай в 2004 году 3,86 млн. тонн нефти, но фактически КННК получила только 2,84 млн. Получается, что ЮКОС задолжал китайскому концерну минимум 150 млн. долларов (при цене продажи 20 долларов за баррель). Сумма невелика, но признание долга судом открывает перед китайцами большие перспективы – мы еще помним, как швейцарская Noga арестовывала по всему миру российские самолеты и корабли.




ЮКОС понизили

"