Posted 30 сентября 2014,, 20:00

Published 30 сентября 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 02:05

Updated 8 марта, 02:05

До последней копейки

30 сентября 2014, 20:00
Осень по обыкновению становится порой разработки, обсуждения, перекраивания и утверждения федерального бюджета. Его проект и прогноз социально-экономического развития на 2015–2017 годы был вчера внесен на рассмотрение в Государственную думу. Эксперты отмечают ставшую в последние годы традиционной дефицитность бюджета и

Согласно представленному проекту, дефицит бюджета в новый трехлетний период 2015–2017 годов ожидается на уровне 0,6% ВВП ежегодно. Предварительно проект оценивает доходы федерального бюджета в 2015 году на уровне 15,082 трлн. рублей, а расходы – 15,513 трлн. рублей. Напомним, что в прошлом году бюджет был подписан с дефицитом в 389,6 млрд. рублей, что на тот момент составило 0,5% ВВП.

Расходы федерального бюджета сформированы в рамках «бюджетного правила», согласно которому базовая цена на нефть в 2015–2017 годах ожидается на уровне 96 долларов за баррель. Старший научный сотрудник Института экономической политики им. Гайдара Сергей Жаворонков в беседе с «НИ» отмечает, что такая цена – первый из многих слишком оптимистичных прогнозов, на которых основывается бюджет. Эксперт считает, что при набирающей обороты с июля текущего года тенденции к снижению рыночных цен на нефть прогнозные 96 долларов могут стать недостижимо высоким рубежом, что негативно скажется на доходах бюджета-2015. Напомним, что, по данным Счетной палаты РФ, доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете в 2014 году перевалила за половину и составила 52,5%. Год назад было 48,1%.

Согласно проекту бюджета, совокупные расходы на образование, здравоохранение и социальную политику в 2015 году вырастут почти до 5 трлн. рублей с 4,627 трлн. рублей в 2014 году. При этом на один только сегмент национальной обороны в грядущем году предлагается потратить 3,032 трлн. рублей, что на 21,2% больше расходов в этой сфере в 2014 году (2,471 трлн. рублей). Многие опрошенные «НИ» эксперты называют столь стремительный рост оборонных расходов беспрецедентным для страны, которая официально не ведет никаких войн.

А сохранить социальные обязательства на обещанном уровне, по мнению собеседников «НИ», правительству поможет текущая девальвация рубля. «Слабая национальная валюта позволит формально нарастить доходы в рублях и даже возможно закрыть бюджет с профицитом, – говорит г-н Жаворонков. – Но уровень жизни населения все равно будет падать».

Дефицит бюджета планируется покрывать за счет государственных заимствований и поступлений от продажи госимущества. Минфин рассчитывает на поступления средств от приватизации, без учета стоимости акций крупнейших компаний, в размере 3 млрд. рублей ежегодно. Но с учетом традиционно низких доходов от приватизации, которые никогда не дотягивают до планируемых показателей, такая цифра выглядит опасно оптимистичной.

Впрочем, финансовое ведомство в своих прогнозах все же учитывает возможные риски недополучения запланированных доходов. В этом случае в дело пойдет правительственная «заначка», и объем Резервного фонда может сократиться до 2,205 трлн. рублей на конец 2017 года.

Специалисты отмечают также необоснованно завышенные ожидания социально-экономического прогноза Минэкономразвития, на которых базируется проект бюджета. Согласно этому прогнозу, в 2015–2017 годах произойдет восстановление более высоких темпов роста экономики после замедления в 2014-м. При этом ведущие международные аналитические центры, например Всемирный банк, рисуют совсем другую картину: согласно их прогнозам, после текущей рецессии Россию ждет экономический спад.

«Я уверен, что бюджет будет принят ровно в том виде, в каком был разработан правительством. Разве что само правительство решит внести изменения, а вот депутаты традиционно не допускаются до серьезных правок в главном финансовом документе страны», – подвел итог Сергей Жаворонков.

"