Posted 30 сентября 2007,, 20:00

Published 30 сентября 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:39

Updated 8 марта, 08:39

Фонд прошлых поколений

30 сентября 2007, 20:00
Правительство планирует использовать средства будущего Фонда национального благосостояния (ФНБ) на покрытие дефицита Пенсионного фонда России (ПФР), об этом сообщил в конце прошлой недели новый вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин на заседании совета по конкурентоспособности и предпринимательству. Независимые

Напомним, ФНБ должен возникнуть 1 февраля будущего года в результате деления стабфонда, который был создан в 2004 году, чтобы отчислять в него сверхдоходы от экспорта нефти. Вместо «всероссийской кубышки» появятся Резервный фонд, который должен поддерживаться на уровне 10% ВВП, и Фонд национального благосостояния, куда будут зачисляться все деньги, накопленные сверх этой 10-процентой отметки. Из этих-то средств ФНБ г-н Кудрин и намерен покрыть дефицит Пенсионного фонда в 1 трлн. руб.

При этом вице-премьер признал: «Мы пока еще не вполне уверены, что хватит этих ресурсов, все средства в случае необходимости будем направлять на покрытие дефицита пенсионной системы». По версии многих экономистов, этот дефицит возник во многом из-за того, что единый социальный налог (ЕСН), который в немалой степени влияет на наполнение ПФР, был снижен предыдущим кабинетом министров до 26%. Власти рассчитывали, что этот шаг поможет вывести зарплаты из тени. Но работодатели посчитали, что разница между 35,6% (прежняя ставка налога) и 26% не так велика, чтобы отказываться от «серых» и «черных» зарплатных схем. В итоге собираемость ЕСН вопреки ожиданиям не повысилась, и теперь, чтобы заткнуть «дыры» ПФР, правительство, по словам г-на Кудрина, будет использовать «исключительное преимущество от высоких цен на нефтегазовые ресурсы».

Между тем большинство экспертов оценивают эту идею негативно. Как сообщил «НИ» научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин, «таким образом можно решить проблему в этом году, но никто не гарантирует, что «лафа» с нефтяными деньгами скоро не закончится». Ученый считает, что правительство уходит от решения институциональной проблемы пенсионного обеспечения. А решить ее можно, по его словам, такими непопулярными мерами, как повышение пенсионного возраста, введение обязанности для будущих пенсионеров вносить лепту в ПФР из своих доходов. «Надо же решать вопрос принципиально, а не на один год»,– убежден эксперт, приводя в пример Норвегию, которая сначала накопила свой стабфонд до уровня 100% ВВП и только потом направила его на решение пенсионных проблем. При этом, отмечает г-н Ясин, норвежцы тратят не сами средства фонда, а доход от их инвестирования. У нас же стабфонд составляет пока 7–8 % от ВВП.

Схожую оценку дает и замдиректора Института экономики РАН Дмитрий Сорокин: «Я понимаю желание покрыть дефицит, но почему из средств, которые образуются в результате сегодняшней конъюнктуры мирового рынка? Это в корне неверное решение. Сегодня деньги есть, а завтра ситуация изменится. Что делать тогда?». Специалист убежден, что деньги надо направлять не на «затыкание дыр», а на обеспечение роста производительности труда. «Сегодня экономика России по этому показателю безобразно отстает от нормальных индустриальных стран», – констатирует неутешительный факт г-н Сорокин.

И только в комитете Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам с пониманием относятся к решению министра финансов. «Это вынужденное решение. Сейчас идет избирательная кампания – не выплатить пенсии просто нельзя», – рассказали «НИ» депутаты. Оценивая планы Минфина как «вынужденный шаг», они все же признают, что средства стабфонда – это деньги, «полученные благодаря не росту экономики, а ценам на нефть, и их трата может вызвать новый скачок инфляции». Иными словами, то, что пенсионеры получат перед выборами, вскоре после голосования будет попросту «съедено» за счет роста цен. Такой вариант развития событий для России, отметим, не новость.

"