Posted 31 августа 2005,, 20:00

Published 31 августа 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 02:33

Updated 8 марта, 02:33

Вячеслав Ширяев

Вячеслав Ширяев

31 августа 2005, 20:00
Равнение на Европу

Вчера на заседании правительства Михаил Фрадков посетовал на замедление в первом полугодии экономического роста. А за несколько дней до этого Министерство экономического развития и торговли выступило с неприятным прогнозом: за 2005 год инфляция может достигнуть 11%. Но это, похоже, цветочки. Толстеющее чуть ли не с каждым днем долларовое одеяло от экспорта нефти грозит резко замедлить развитие экономики, а безудержно растущие цены на бензин способны разогнать инфляцию до небывалых высот. То есть золотой ливень вполне может превратиться в ядовитый дождь. Но правительство странным образом благодушествует, если не считать, конечно, робких сетований на фоне лучезарного оптимизма.

Розничные бензоторговцы обвиняют в росте цен на топливо нефтяные компании. В принципе, того же мнения Федеральная антимонопольная служба, считая, что безудержный рост цен является следствием монопольного сговора нефтяников. Но видит око, да зуб неймет. Нефтяники в свою очередь кивают на других: виноваты газовики, железнодорожники, металлурги, энергетики, задравшие цены на свои товары и услуги. А те бичуют первых: все беды от дорогого бензина. Круг замкнулся.

И этот круг не разомкнуть. Наши чиновники все валят на мировую конъюнктуру: мол, какая нефть, такой и бензин. Правда, они не в состоянии внятно объяснить, почему в других странах нефтепродукты имеют обыкновение не только дорожать, но и дешеветь. Год назад россияне впервые сравнялись с американцами по стоимости бензина. Но у нас этому предшествовала непрекращающаяся ценовая гонка вверх, а у них – стабильное снижение цен. Напомним, Россия – один из крупнейших нефтяных экспортеров, а США – крупнейший импортер. Если следовать формальной логике, получается, что России выгоднее покупать, скажем, арабскую, норвежскую, на худой конец азербайджанскую нефть, чем гнать бензин из своей. Бред, конечно. Но это бред исключительно российского разлива, а стало быть, самая настоящая реальность. А в ближайшей перспективе нам, видимо, надо готовиться к другой реальности – ценам по меркам Европы, где бензин стоит 30–40 руб. за литр. О том, как это отразится на нашей жизни, лучше не рассуждать.

Подобная фатальность в оценках ситуации на внутреннем топливном рынке, исходящая из чиновничьих уст, вполне объяснима. Она очень удобна, поскольку служит хорошей основой для оправдания бездействия или имитации действия. Еще в октябре прошлого года министр промышленности и энергетики Виктор Христенко прилюдно признался, что у правительства нет рыночных рычагов обуздания бензиновых цен. По его мнению, единственный выход – «отвязать» налог на добычу полезных ископаемых от мировых цен на нефть. В такой постановке вопроса смущает несколько моментов. Во-первых, отвечающий за энергетику министр на полном серьезе считает, что топливная сфера работает у нас по рыночным законам, хотя те же бензоторговцы могут привести доказательства противоположного рода. Заметим, до этого министр видел главную причину ценовой вакханалии в действиях нефтяных компаний. Во-вторых, остается загадкой, что мешает правительству оперативно «отвязать» налоги, если именно в этом загвоздка. Тем более что и в Госдуме осознают серьезность ситуации, во всяком случае, говорят об этом.

Наконец, самое главное. Абсолютно невозможно понять, почему чиновники не пытаются хоть что-либо предпринять для выправления ситуации. Ничто не мешает, скажем, хотя бы «привязать» экспортные пошлины на нефтепродукты к пошлинам на нефть. Например, на уровне 90%, а лучше 100%. Тогда нефтяным компаниям станет невыгодно гнать на экспорт бензин и дизельное топливо. Кстати, предложения подобного рода уже выдвигались, но благополучно «прокатывались» чиновниками. Действительно, зачем, если мы равняемся на Европу?

"