Рус
Eng
Через тернии – к иску

Через тернии – к иску
Новость

1 августа 2016, 17:03
Суд в США удовлетворил космические претензии Boeing к РКК «Энергия»

Сегодня стало известно о том, что еще в мае суд Центрального округа Калифорнии (США) удовлетворил иск компании Boeing к украинскому КБ «Южное» и российской Ракетно-комической корпорации «Энергия» по делу об их совместном предприятии Sea Launch («Морской старт»). Об этом говорится в годовом отчете американского авиаконцерна, обнародованном 1 августа.
 
Через суд американский авиапроизводитель пытается возместить затраты, понесенные при выплате дебиторской задолженности Sea Launch в ходе процедуры банкротства компании в 2009 году в размере около 356 млн. долларов.
 
«Морской старт» – плавучий космодром для запуска ракет «Зенит» и одноименно международный консорциум по эксплуатации космодрома. Идея морского космодрома состоит в том, чтобы доставлять ракету-носитель по воде на экватор, где имеются наилучшие условия для запуска (можно максимально эффективно использовать скорость вращения Земли).

Компания Sea Launch была создана в 1995 году для запуска спутников. Boeing Commercial Satellite Company владела в ней 40%, РКК «Энергия» – 25%, норвежская Aker ASA – 20%, ПО «Южмаш» и КБ «Южное» – 15%. В 2009 году компания Sea Launch объявила о своем банкротстве и финансовой реорганизации в соответствии с главой 11 Кодекса США о банкротстве.

Согласно данным, указанным в заявлении компании, ее активы составляют от 100 до 500 млн. долларов, а долги – от 500 млн. до 1 млрд. долларов. К убыткам привело то, что не удалось обеспечить планируемую интенсивность запусков.

«Мы инициировали процедуру по взысканию задолженности и продолжаем считать, что наши партнеры имеют необходимые средства, чтобы погасить задолженность. Мы будем отстаивать свои права, используя все средства судебной защиты. Если нам не удастся получить средства, мы подадим дополнительные иски», – говорится в материалах Boeing.

В июне 2009 года, в разгар мирового финансового кризиса, авиапроизводитель подал в американский суд заявление о защите от кредиторов. В годовом отчете за 2011 год Boeing сообщал, что дебиторская задолженность корпорации в рамках СП составляет 356 млн. долларов (147 млн. долларов – банковская гарантия, оплаченная Boeing, и 209 млн. долларов – партнерские кредиты). В том числе на РКК «Энергия» приходится 223 млн. долларов долга, на украинских соучредителей – 44 млн. долларов, говорилось в отчете.
 
В сумме Boeing в связи с банкротством Sea Lunch оплатил банковскую гарантию на 448 млн. долларов. На долю американской корпорации, как владельца 40% СП, приходилось 179 млн. долларов. Aker свои 122 млн. долларов (исходя из 20%-ой доли) вернул Boeing в 2009-2010 годах.
 
После реорганизации Sea Launch, завершенной в октябре 2010 года, 95% акций компании принадлежат Energia Overseas Limited, «внучке» РКК «Энергия», 3% – Boeing, 2% – Aker Solutions. Штаб-квартира Sea Launch AG находится в Нионе (Швейцария).
 
«Выручка РКК «Энергия» составила в 2015 году 25 млрд. рублей, заявленный долг перед Boeing равен 223 млн. долларов – что в пересчете более половины годовой выручки корпорации. Тем не менее, она способна его погасить. Но если учесть напряженные отношения между РФ и США, а также тяжелую финансовую ситуацию в России и на Украине, дело, скорее всего, завязнет в апелляциях. Тем более что сейчас – и это неудивительно – расследуется дело о хищениях в российской корпорации в связи с реализацией этого проекта», – сказал «НИ» первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.
 
Эксперт напомнимл, что проект был приостановлен, поскольку возникли неразрешимые проблемы в отношениях между участниками проекта. Эта история достаточно длинная. Неудачное управление привело к созданию долгов уже в 2007 году на общую сумму около 2,5 млрд. долларов. Американская сторона пыталась признать «Морской старт» банкротом. Руководство РКК пошло на реорганизацию, затем в 2014 году возникли проверки Роскосмоса, после которых произошла консервация платформы.
 
Сегодня перспективы у «Морского старта», по мнению опрошенных «НИ» экспертов есть, но также немало и неопределенности в отношении его будущего. Известно, к примеру, что владелец S7 Владислав Филев хочет стать очередным инвестором проекта. Но как на его желание повлияет решение американского суда – пока неясно.
 
«В связи с тем, что между Россией и США не существует какого-либо международного договора, регламентирующего порядок взаимного исполнения решений двух стран, то исполнение решения суда Центрального округа Калифорнии невозможно без прохождения процедуры признания его на основе принципа международной вежливости и взаимности. Фактически это означает, что компания Boeing должна будет вновь проходить судебную процедуру в системе арбитражных судов России, и говорить о перспективах данного процесса на настоящий момент весьма сложно, так как какой-либо заранее установленной силы решение американского суда не несет», – сказал «НИ» адвокат Московской коллегии адвокатов «Арбат» Дмитрий Фирсов.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter