Posted 1 июля 2016,, 10:36

Published 1 июля 2016,, 10:36

Modified 8 марта, 02:51

Updated 8 марта, 02:51

Deutsche Bank: до 2020 года ритейл в РФ будет расти вдвое медленнее

Deutsche Bank: до 2020 года ритейл в РФ будет расти вдвое медленнее

1 июля 2016, 10:36
Deutsche Bank: до 2020 года ритейл в РФ будет расти вдвое медленнее

До 2020 года обороты ритейла в РФ будут расти вдвое медленнее, чем в период с 2005-го по 2015 год, предположили аналитики Deutsche Bank. В своем докладе они сообщают, что в предыдущее десятилетие российская розничная торговля была одной из самых быстрорастущих в мире, уступая только индийской по приросту торговых площадей магазинов современных форматов.

Как выяснил исследователи, совокупный среднегодовой темп прироста выручки десятки крупнейших российских ритейлеров с 2005-го по 2015 год составил 21%. Эти успехи были достигнуты, прежде всего, за счет увеличения реальных доходов населения, а также государственных программ, поддерживающих потребление.

Теперь же, по оценке Deutsche Bank, перспективы российского рынка далеко не столь радужные. Ситуация ухудшилась еще в конце 2014 года, когда цены на нефть пошли на спад, рубль обесценился, а импорт продовольствия из ряда стран оказался под запретом из-за санкций.

«В следующие пять лет мы ждем замедления среднегодового темпа роста российской торговли продовольствием до 6,6%, что лишь немного выше инфляции (5%)», - прогнозируют эксперты банка. По их мнению, топ-10 федеральных розничных сетей, скорее всего, останутся главными источниками роста: в среднем они будут наращивать выручку до 2020 года на 11% ежегодно.

По данным Deutsche Bank, в 2015 году доля современных форматов в торговле России достигла 66%, на 1 тыс. человек приходится 192 кв. м таких торговых площадей. Тогда как в передовых странах Запада, например, в Германии и Великобритании, на 1 тыс. человек приходится 400-600 кв. м торговой площади. По прогнозу аналитиков, Россия способна достичь близких уровней лишь к концу 2020 года, когда современная торговля может занять 73% рынка.

Между тем, в июньском докладе Росстата сообщалось, что оборот розничной торговли в РФ в январе-мае 2016 года сократился на 5,7% в сопоставимых ценах по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 10,89 трлн. рублей, в мае – на 6,1%, до 2,24 трлн. рублей. Как отмечает «Прайм», в мае падение оборота вновь ускорилось после замедления в апреле. В апреле спад составил 4,8%, в марте - 5,8%. В 2015 году ритейл в стране «сжался» на 10% по сравнению с предыдущим годом, его оборот составил 27,6 трлн. рублей.

Как считают в Высшей школе экономики, одно из самых серьезных препятствий в развитии розничной торговли на сегодня – это переход в кризис домашних хозяйств на «избирательно-сберегательную модель» текущего потребления. В наибольшей степени спрос «провис» в непродовольственном ритейле. По мнению аналитиков ВШЭ, в ближайшие год-два ситуация вряд ли улучшится, поскольку деловая активность в ритейле будет тормозиться еще сильнее. Неудивительно, что в целях экономического выживания менеджеры торговых сетей продолжают вынужденно сужать ассортимент, одновременно поднимая отпускные цены.

Директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев сказал «НИ», что за последние два года государство так и не пришло к пониманию того, каким образом оно должно поддерживать покупательский спрос населения или, по крайней мере, его не снижать. «Очевидно, что надо индексировать пенсии, не уменьшать социальные выплаты. Но известно, какие острые дискуссии по этому вопросу идут в правительстве между его финансово-экономическим блоком и социальным», – отмечает эксперт.

"