Рус
Eng
Китайская копилка

Китайская копилка

1 июля 2015, 00:00
Экономика
АРИНА РАКСИНА
Россия стала третьим по величине взноса участником Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ), соглашение о создании которого в минувший понедельник в Доме народных собраний в Пекине подписали представители 57 стран. Эта новая организация потенциально может стать серьезным конкурентом таким международным финан

Напомним, что идея создания АБИИ была предложена в октябре 2013 года председателем КНР Си Цзиньпином. И прежде всего АБИИ призван стимулировать финансовое взаимодействие в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), способствовать реализации инфраструктурных проектов, а также расширению интеграционных процессов.

Подписанное 29 июня соглашение вступит в силу до конца этого года, когда его ратифицируют страны-участницы, а с 2016-го банк начнет работу. Его капитал составил 100 млрд. долларов, из которых 29,78 млрд. долларов внес крупнейший вкладчик – Китай, 8,37 млрд. долларов – Индия и 6,54 млрд. долларов – Россия. Таким образом, наша страна стала обладателем 5,92% голосов и 7,5% акций, то есть 65 тыс. 362 акциями банка. Китаю и Индии соответственно досталось по 20,06% и 7,5% голосов, а также 30,34% и 8,52% акций.

Всего на страны АТР должно приходиться не менее 75% капитала, но в числе оставшихся 25% акционеров может быть любая страна мира. Пока крупнейший взнос из неазиатских стран внесла Германия – 4,5 млрд. долларов.

Между тем статус крупнейшего участника предоставляет Китаю определенные привилегии. Заместитель министра финансов КНР Ши Яобинь заявил информационному агентству «Синьхуа», что Китай не стремится получить в банке право вето. Правда, чуть позже информационное агентство Bloomberg со ссылкой на соглашение, опубликованное китайским Минфином, сообщило, что Китай все-таки получит право блокировать решения АБИИ, для принятия которых требуется три четверти голосов. Агентство отмечает, что Китай может воспользоваться своим правом при выборе президента инвестбанка, при распределении долей и резервов в финансовом институте, а также при определении инвестиционной политики банка.

Опрошенные «НИ» эксперты отмечают, что ранее одной из самых активных международных финансовых организаций, чьим приоритетом была инфраструктура, для России был Европейский банк реконструкции и развития. Но ЕБРР, возможно, в силу геополитических причин, так и не стал полноценным институтом развития российской инфраструктуры: в 2014 году на долю России пришелся лишь 1% его кредитов. Поэтому теперь эксперты возлагают надежду, что с этой задачей сможет справиться новообразованный банк.

Заместитель министра финансов РФ Сергей Сторчак, участвовавший в подписании соглашения, заявил, что финансовые займы АБИИ будут для российских предпринимателей дешевле, нежели ресурсы из других источников. «Однако о каких суммах может пойти речь – слишком ранний этап, чтобы гадать», – сказал он. По его мнению, АБИИ «потенциально может представлять большой интерес для регионов Дальнего Востока и Сибири с учетом той роли, которую играют российско-китайские отношения для развития региона».

Руководитель департамента мировой экономики НИУ ВШЭ Леонид Григорьев отметил в беседе с «НИ», что АБИИ не заменит и не станет конкурентом уже работающим международным институтам – МВФ, ВБ и более локальным банкам развития, а дополнит те ниши, в которых есть значительное провисание. «Так что в ближайшие годы я ожидаю своеобразное разделение труда в мировой финансовой системе: Бреттон-Вудские банковские институты (МВФ и ВБ) будут продолжать заниматься своими текущими задачами – борьбой с бедностью и стабилизацией мировой экономики, а АБИИ и новый банк БРИКС помогут странам, попавшим в ловушку «среднего развития», развивать свою инфраструктуру и экономики», – сказал он.

Г-н Григорьев считает, что Россия не проиграет от вхождения в число акционеров АБИИ, хотя и сохраняется риск увеличения потока азиатских товаров – преимущественно китайских – на российский рынок.

Банк БРИКС начинает действовать

Новый банк развития БРИКС (НБР БРИКС) должен стать для мировой экономики не менее важным, чем Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Напомним, что создание банка было согласовано на саммите БРИКС в 2013 году, хотя предложение о создании прозвучало гораздо раньше, а в 2014 году на саммите БРИКС в бразильском городе Форталеза была подписана декларация о его создании.
Первоначальный капитал НБР БРИКС составил 10 млрд. долларов (из которых Россия выделила 2 млрд.), но позднее его планируется нарастить до 100 млрд. долларов. Эксперты настаивают на том, что меньший размер НБР БРИКС по сравнению с АБИИ не делает его менее значимым для мировой экономики. Через Новый банк развития БРИКС будут в большой степени проходить проекты в Африке и Латинской Америке, а АБИИ станет гарантом инфраструктурных проектов в Азии, и особенно в Китае.
Кроме того, как отметил заместитель министра финансов РФ Сергей Сторчак, процедура присоединения к НБР БРИКС гораздо проще, чем к АБИИ. Структура капитала НБР БРИКС делает его более гибким для присоединения новых членов.
Как заявил глава делового совета БРИКС и глава Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин, на предстоящем в июле саммите БРИКС в Уфе Россия уже готова предложить своим партнерам по организации 37 проектов для совместной реализации.
Арина РАКСИНА

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter