Posted 30 июня 2015,, 21:00
Published 30 июня 2015,, 21:00
Modified 8 марта, 03:41
Updated 8 марта, 03:41
Напомним, что идея создания АБИИ была предложена в октябре 2013 года председателем КНР Си Цзиньпином. И прежде всего АБИИ призван стимулировать финансовое взаимодействие в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), способствовать реализации инфраструктурных проектов, а также расширению интеграционных процессов.
Подписанное 29 июня соглашение вступит в силу до конца этого года, когда его ратифицируют страны-участницы, а с 2016-го банк начнет работу. Его капитал составил 100 млрд. долларов, из которых 29,78 млрд. долларов внес крупнейший вкладчик – Китай, 8,37 млрд. долларов – Индия и 6,54 млрд. долларов – Россия. Таким образом, наша страна стала обладателем 5,92% голосов и 7,5% акций, то есть 65 тыс. 362 акциями банка. Китаю и Индии соответственно досталось по 20,06% и 7,5% голосов, а также 30,34% и 8,52% акций.
Всего на страны АТР должно приходиться не менее 75% капитала, но в числе оставшихся 25% акционеров может быть любая страна мира. Пока крупнейший взнос из неазиатских стран внесла Германия – 4,5 млрд. долларов.
Между тем статус крупнейшего участника предоставляет Китаю определенные привилегии. Заместитель министра финансов КНР Ши Яобинь заявил информационному агентству «Синьхуа», что Китай не стремится получить в банке право вето. Правда, чуть позже информационное агентство Bloomberg со ссылкой на соглашение, опубликованное китайским Минфином, сообщило, что Китай все-таки получит право блокировать решения АБИИ, для принятия которых требуется три четверти голосов. Агентство отмечает, что Китай может воспользоваться своим правом при выборе президента инвестбанка, при распределении долей и резервов в финансовом институте, а также при определении инвестиционной политики банка.
Опрошенные «НИ» эксперты отмечают, что ранее одной из самых активных международных финансовых организаций, чьим приоритетом была инфраструктура, для России был Европейский банк реконструкции и развития. Но ЕБРР, возможно, в силу геополитических причин, так и не стал полноценным институтом развития российской инфраструктуры: в 2014 году на долю России пришелся лишь 1% его кредитов. Поэтому теперь эксперты возлагают надежду, что с этой задачей сможет справиться новообразованный банк.
Заместитель министра финансов РФ Сергей Сторчак, участвовавший в подписании соглашения, заявил, что финансовые займы АБИИ будут для российских предпринимателей дешевле, нежели ресурсы из других источников. «Однако о каких суммах может пойти речь – слишком ранний этап, чтобы гадать», – сказал он. По его мнению, АБИИ «потенциально может представлять большой интерес для регионов Дальнего Востока и Сибири с учетом той роли, которую играют российско-китайские отношения для развития региона».
Руководитель департамента мировой экономики НИУ ВШЭ Леонид Григорьев отметил в беседе с «НИ», что АБИИ не заменит и не станет конкурентом уже работающим международным институтам – МВФ, ВБ и более локальным банкам развития, а дополнит те ниши, в которых есть значительное провисание. «Так что в ближайшие годы я ожидаю своеобразное разделение труда в мировой финансовой системе: Бреттон-Вудские банковские институты (МВФ и ВБ) будут продолжать заниматься своими текущими задачами – борьбой с бедностью и стабилизацией мировой экономики, а АБИИ и новый банк БРИКС помогут странам, попавшим в ловушку «среднего развития», развивать свою инфраструктуру и экономики», – сказал он.
Г-н Григорьев считает, что Россия не проиграет от вхождения в число акционеров АБИИ, хотя и сохраняется риск увеличения потока азиатских товаров – преимущественно китайских – на российский рынок.
Банк БРИКС начинает действовать