Posted 30 июня 2008,, 20:00

Published 30 июня 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:08

Updated 8 марта, 08:08

Подушки финансовой безопасности

30 июня 2008, 20:00
Вчера на заседании правительства были утверждены основные параметры федерального бюджета на 2009–2011 годы. Он по-прежнему будет профицитным – превышение доходов над расходами составит в 2009 году 1,5% ВВП, а в 2010 и 2011 годах – 1,1%. Одной из отличительных черт новой бюджетной политики является ее стремление усилить

Правительство, впервые на практике применяющее принцип скользящей трехлетки, в данный момент ведет уточнение бюджетных статей на 2009 и 2010 годы и формирование бюджета 2011 года. Открывший заседание кабинета Владимир Путин озвучил основные направления расходов на ближайшие три года. По его словам, на образование будет выделено 1,4 трлн. руб., 4,6 трлн. пойдет на развитие инфраструктуры и инновационное обновление экономики. Уже в следующем году социальная пенсия будет повышена до прожиточного минимума пенсионера. При этом премьер особо отметил, что важнейшей задачей является подавление инфляции и потому «все решения по возможному увеличению бюджетных расходов должны приниматься максимально взвешенно».

Замминистра финансов Татьяна Нестеренко сообщила журналистам после заседания, что Россия переходит к порядку составления бюджета, зафиксированному в Бюджетном кодексе. Его нормы в первую очередь направлены на создание более устойчивой бюджетной системы. Такую устойчивость ей придает целый ряд ограничений. «Все нефтегазовые доходы зачисляются в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, а все, что идет на формирование расходной части бюджета, – это не нефтегазовые доходы. В положениях Бюджетного кодекса также зафиксирован предельный размер нефтегазового трансферта. Еще одно ограничение касается объема дефицита не нефтегазового бюджета, который не может быть выше 4,7% ВВП. После того, как считаются все ограничения и производятся все отсечения, формируется предельный объем тех ресурсов, которые могут быть направлены на расходы федерального бюджета», – рассказала она.

Все эти меры работают на долгосрочную перспективу. Однако существуют и краткосрочные ограничения в виде условно распределяемых расходов, которые появятся в бюджете 2010 и 2011 годов. «Во втором году трехлетнего цикла эти расходы равны 2,5% от всех расходов, в третьем году – 5%, – сообщила замминистра. – После определения объема всех направляемых на расходы ресурсов 2,5% мы убираем и оставляем как неприкосновенный ресурс, который подключается в случае падения цены на нефть или другие ресурсы, являющиеся источником формирования доходов. Вступает в действие первая подушка безопасности». По словам г-жи Нестеренко, размер неприкосновенного ресурса в 2010 году составит 245 млрд. руб., а в 2011 году – 535 млрд. Эти деньги должны будут смягчить общую сбалансированность бюджета в случае негативного развития ситуации или пойдут на обеспечение новых обязательств в следующем бюджетном цикле.

На вопрос, для чего нашему бюджету столько подушек безопасности, Татьяна Нестеренко заметила, что бюджетная политика должна обеспечивать безусловное исполнение всех принятых обязательств. «Главное, чего необходимо добиться правительству, – это доверие. А доверие достигается, кроме всего прочего, созданием системы, при которой один раз принятые решения исполняются в обязательном порядке, – отметила замминистра. – Есть большой соблазн принять решение, на которое были бы направлены нефтегазовые ресурсы, но велик и риск, что в случае падения цены на нефть нам придется пересматривать все решения: сокращать пенсии, зарплату. Мы не должны допускать таких рисков для бюджетной сферы».

Впрочем, даже с учетом неприкосновенных запасов в бюджете останутся деньги, в том числе и для новых статей расходов. В 2009 году это будет 1,015 трлн. руб., в 2010-м – 1,218 трлн., а в 2011 году – 1,659 трлн. руб. Большая часть этих средств направится на финансирование действующих и новых федеральных целевых программ, на обеспечение перехода на новую систему оплаты труда, развитие Сочи как горно-климатического курорта.

"