Posted 1 июня 2020,, 15:59

Published 1 июня 2020,, 15:59

Modified 7 марта, 14:50

Updated 7 марта, 14:50

За сыром никто не едет... Отсутствие русских обрушило финскую торговлю

За сыром никто не едет... Отсутствие русских обрушило финскую торговлю

1 июня 2020, 15:59
Южная Карелия осталась без гостей из России, которые были основной статьей местной туристической отрасли.

AP пишет о проблеме, с которой столкнулась Финляндия: закрытие границы с Россией, вызванное пандемией, оставило финнов без российских туристов, визиты которых очень поддерживали местную экономику.

Ирина Зиганшина

Граница между Финляндией и Россией, одна из самых протяженных в Евросоюзе: 1340 километров и несколько КПП – в середине марта, когда обе страны самоизолировались в ожидании пандемии, была закрыта. Но если в Финляндии большинство ограничений уже снято, то въезд и выезд из России по-прежнему запрещены, и, учитывая не снижающийся уровень инфицирования в РФ, надежды на то, что до окончания летнего туристического сезона границу успеют открыть, совсем немного.

Финны в приграничном Восточном регионе говорят, что ничего подобного не видели с момента распада Советского Союза в 1991 году: в последние годы Финляндия неизменно входит в число самых популярных европейских туристических направлений для россиян. «Никто и представить себе не мог, что подобное может случиться в 2020 году», – говорит Петтери Терхо, представитель аутлет-деревни Zsar, которая расположена недалеко от самого оживленного КПП на русско-финской границе, Ваалимаа, и прежде обслуживала и финнов, и россиян.

Закрытие границ в одночасье оборвало активный приграничный туризм в Южной Карелии, живописном озерном краю, который был любимым местом отдыха и местных жителей, и российских туристов. Каждый месяц, пока границы будут оставаться на замке, местные предприятия будут недосчитываться ежемесячного дохода на сумму около 25 миллионов евро. В Финляндии зарегистрировано 6 859 случаев COVID-19 и 320 смертей, большинство – в Хельсинки и его окрестностях. Что же касается региона Южная Карелия, расположенного в 250 километрах к северо-востоку от столицы, то здесь было диагностировано только 24 случая заболевания, а смертельных исходов не было вообще.

«Для нас это совершенно новая ситуация», – говорит Катя Вехвилайнен из Imatra Region Development Company. Как она объясняет, в прошлом году рост туризма в Южной Карелии составил 15%, и перспективы казались блестящими, но коронавирус спутал все карты.

Тем не менее местные жители сохраняют спокойствие: они уже не раз наблюдали, как после политических и экономических потрясений в России поток приезжих оттуда то драматически падал, то вырастал. Последний такой туристический кризис, обрушившийся на Южную Карелию, произошел в 2014-2015 годах, когда резкое падение рубля по отношению к евро заставило отказаться от путешествий многих россиян. «Сейчас все тоже выглядит не слишком хорошо, –говорит Маркку Хейнонен, менеджер по развитию Лаппеенранты, крупнейшего города региона. – Но предыдущие кризисы научили нас быть готовыми ко всему».

В прошлом году регион принял 1,9 миллиона иностранных туристов, и большинство из них прибыли из России: кто-то приехал на день ради шопинга, кто-то ­– ради более длительного отдыха в известном своей красотой месте, где есть и коттеджи на берегу озера, и спа-салоны, и рестораны.

У Лаппеенранты тесные связи с Россией с момента основания в 1649 году. Город находится всего в 20 километрах от пограничной станции Нуйямаа, от которой 180 километров до Санкт-Петербурга. Численность населения второго российского города, 5,5 миллиона человек, равна численности населения всей Финляндии.

«Наш бизнес почти полностью иссяк. Можно сказать, растаял в один день, как только закрыли границу», – признается Мохамад Дарвич, управляющий Laplandia Market, продуктовым магазином рядом с пограничным постом Нуйямаа, где покупали свежую рыбу, сыр и жидкость для мытья посуды российские туристы. Дарвич приехал в Финляндию из России в 1992 году после учебы в Санкт-Петербурге. Сейчас он открыл магазин вновь, теперь уже для местных жителей, но надеется, что, если все пойдет по оптимистическому сценарию, то к октябрю граница снова будет открыта. Однако Маркку Хейнонен, ссылаясь на недавние исследования, говорит, что граница может остаться закрытой до конца года или даже позже. Если случится именно так, то Южная Карелия, по предварительным оценкам, в этом году останется без 225 миллионов евро, которые составлял доход от туризма, и рискует потерять около 900 рабочих мест, что для этого региона немало.

В поисках замены пропавшим россиянам местные жители присматриваются к соотечественникам и к гостям из Европы. Компания Ryanair, которая из-за пандемии приостановила полеты из Лаппеенранты по Европе, собирается в июле возобновить некоторые рейсы. Впрочем, до этого авиакомпания в основном перевозила россиян, живущих недалеко от финской границы. Тем не менее в Южной Карелии надеются, что сезон все-таки состоится: у них много летних коттеджей, а финнам необходимо отдыхать, так что внутренний туризм может спасти положение.

"