Posted 31 мая 2009,, 20:00

Published 31 мая 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 02:28

Updated 8 марта, 02:28

Двойной удар

31 мая 2009, 20:00
В минувшую пятницу премьер Владимир Путин заявил, что Россия не готова заплатить Украине 5 млрд. долларов за транзит газа на 5–7 лет вперед. Таким образом, предложение Юлии Тимошенко было отклонено. В тот же день глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу сказал, что у ЕС нет денег, чтобы помочь Украине заплатить за поста

Казавшийся потухшим газовый конфликт между Украиной и Россией разгорелся с новой силой. Дело в том, что 7 июня Киеву предстоит осуществить очередной платеж за российский газ, поставляемый для внутреннего потребления и закачки в подземные хранилища (ПХГ). Однако, как заявил в пятницу Владимир Путин, проведенные переговоры показали, что с выполнением этих финансовых обязательств могут возникнуть проблемы. Проще говоря – денег у Украины, вероятно, нет. «Как следствие, возрастает риск новых сбоев в транзите российского газа европейским потребителям», – сказал премьер.

Во избежание подобного развития ситуации премьер-министр Украины Юлия Тимошенко предложила России осуществить предоплату за транзит газа в Европу на 5–7 лет вперед в сумме около 5 млрд. долларов. Однако Владимир Путин отказался принимать такие условия. По его словам, «в одиночку нести груз субсидирования украинской экономики РФ не намерена». О трудностях Киева и сложившейся ситуации российский премьер в тот же день рассказал по телефону главе Еврокомиссии Жозе Баррозу. Но и тот ясно дал понять, что денег не даст: «С нашим бюджетом это трудно, если не сказать невозможно». Таким образом, ЕС вышел из газового союза с Украиной – конфликт стал трехсторонним.

«Фактически Баррозу дал понять, что транзит газа – это российская проблема, которая ЕС не касается! Россия, по его мнению, должна решить проблему сама, но не трогая при этом Ющенко и Тимошенко, – рассказал «НИ» замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин. – При этом, по моим наблюдениям, чиновники из Брюсселя уже слабо выражают позицию стран, от которых они делегированы. Они хотят сами контролировать поставки газа, снизив влияние западноевропейских компаний, которые его закупают. Политика чиновников ЕС направлена не только против России, но и против энергетических компаний из Германии, Италии. Украина для ЕС – только площадка для выяснения отношений, причем возможные политические изменения в стране повлияют на конфликт лишь в слабой степени».

«Евросоюз продолжает проводить политику тройных стандартов: дешевый газ для себя, дорогой – внутри России, плюс препятствование росту цен. Россия, со своей стороны, должна реализовать идею перевода поставок газа в рыночную плоскость», – поведал «НИ» директор Института проблем нефти и газа Анатолий Дмитриевский. Пока же ни ЕС, ни Россия не хотят идти на уступки – денег Украине не хочет давать никто. Евросоюз желает переложить всю ответственность за транзит газа на Россию, хотя, по словам г-на Дмитриевского, по всем параметрам за технологический газ (необходимый для транзита) должна платить Украина.

Проблема, что украинская казна почти пуста. «В январе 1 тыс. кубов стоила под 500 долларов. Но в феврале Украина заплатила за 1 млрд. кубов около 350 млн. долларов. В марте за те же 350 млн. Украина закупила уже 2,5 млрд. кубометров газа. Им нужно до сентября завершить закачку газа в ПХГ. За май они заплатят. Где возьмут деньги для дальнейших поставок – пока неясно. Но если международные финансовые организации создали фонд поддержки восточноевропейских стран, то МВФ, Всемирный банк, крупные западные банки, видимо, должны дать Украине средства», – полагает Анатолий Дмитриевский. По его словам, Украина кровно заинтересована в максимальном заполнении ПХГ – именно большие запасы помогли ей «выжить» в январском конфликте. Поэтому она продолжит искать деньги. Но нельзя исключать, что зимой Украина снова будет отбирать российский газ из трубы.

«Хотя Путин и призывает ЕС к ответственности и сотрудничеству, но, думаю, России придется рано или поздно дать кредит Украине, – считает Владимир Жарихин. – Однако в перспективе конфликт может ускорить переориентацию России с западных потребителей на восточных. Об этом российское руководство уже говорило. В Азии потребление газа растет, в Европе падает, плюс постоянные конфликты. Поэтому, если ЕС не выработает приемлемую для России энергетическую политику, «восточный поток» может появиться скорее, чем «северный».

"