Posted 31 марта 2005,, 20:00

Published 31 марта 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:37

Updated 8 марта, 09:37

УРКИ и плата за старость

УРКИ и плата за старость

31 марта 2005, 20:00
В России не так уж много финансовых инструментов, с помощью которых можно сохранить и приумножить свои сбережения. К числу таковых относятся негосударственные пенсионные фонды (НПФ). В России их сейчас 89, все они входят в Национальную ассоциацию. Однако двери в НПФ открыты далеко не всякому желающему. Мало того, что а
Сюжет
Банки

Напомним: базовая часть трудовой пенсии формируется за счет части единого социального налога, которая зачисляется в федеральный бюджет. Страховую и накопительную части составляют взносы на обязательное пенсионное страхование, которые перечисляются в Пенсионный фонд России. Практически только он обладает сегодня статусом страховщика. Однако наряду с государством по закону эту роль могут играть и НПФ.

По данным Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), которая выдает лицензии на осуществление деятельности НПФ, на начало 2005 года численность участников фондов достигла 5,5 млн. человек. Не так уж и много, если учесть, что всего в стране насчитывается 38,6 млн. пенсионеров. И все же ряды потенциальных негосударственных пенсионеров постоянно ширятся. За 2004 год количество инвесторов НПФ увеличилось на 4%. Собственное имущество фондов, или деньги, которыми они располагают, оценивается в 215,2 млрд. руб. Объем их средств в течение 2004 года вырос почти на 75%.

Заместитель директора Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов России (НАНПФР) Юрий Федулов рассказал «Новым Известиям», что общий рост средств НПФ произошел за счет увеличения текущей стоимости тех активов, в которые вложены средства фондов. «Значительная доля средств НПФ помещена в акции «Газпрома» и ведущих российских нефтяных компаний, – подчеркнул он, – котировки их акций стабильно растут». Доходность фондов от размещения пенсионных резервов колеблется от 6 до 26% годовых в зависимости от степени капитализации тех активов, куда помещены средства.

Неплохое, судя по всему, дело. Тем не менее право передавать накопления в НПФ застрахованные россияне начали реализовывать только с 1 января 2004 года. Да и то больше теоретически. В системе обязательного пенсионного страхования участвуют не все даже крупные НПФ. По мнению Юрия Федулова, средств в НПФ за счет страховых сумм могло бы быть значительно больше. «Чиновники опасаются, что в негосударственных фондах будет слишком много денег пенсионеров, которыми государство не сможет распоряжаться, – считает замдиректора НАНПФР. – Наша позиция такова: обязательное пенсионное страхование – это не дело государства. Пусть каждый гражданин решает сам, кому доверить свою старость».

Исполнительный директор Московского городского негосударственного пенсионного фонда Геннадий Колесов в беседе с корреспондентом «НИ» также выразил недоумение по поводу крайне непонятной системы государственного регулирования деятельности НПФ. «Государство сделало все, чтобы запутать этот вопрос, – констатирует он. – Например, поправки к Налоговому кодексу, которые были приняты в декабре прошлого года, диаметрально изменили налоговые обстоятельства. Во всем мире существуют налоговые льготы работодателям по долгосрочным накоплениям, а также льготы для работников. В нашей стране таких послаблений нет». Доходит даже до курьезов. Если вы перечисляете средства на свой индивидуальный счет, чтобы пополнить накопительную часть пенсии, с этой суммы вам надо платить подоходный налог. По мнению г-на Колесова, происходит самое настоящее двойное налогообложение – ведь работник свой налог уже заплатил, когда получал зарплату.

В полной мере ощутили на себе НПФ и нелегкие последствия административной реформы. Если раньше они относились к структуре Минтруда, где работала соответствующая инспекция, то сегодня их подчинили Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). «Несмотря на то, что пенсионный фонд – это организация социальной защиты, нами почему-то командует УРКИ – управление регулирования коллективных инвестиций, – говорит Геннадий Колесов. – У них своих проблем полно, а тут еще НПФ. Поэтому разрешение на типовые договора с клиентами мы получили только 15 марта 2005 года. В итоге за первый квартал никаких прибавок от размещения своих средств мы не получим».

Монетизация льгот хорошо показала, как государство выполняет свои обязательства перед стариками. А те, что ему есть альтернатива, те, кому сейчас под сорок и меньше, зачастую и понятия не имеют. «Бывший министр труда Александр Починок в свое время получил правительственный грант в один миллион долларов на информирование населения о пенсионной реформе, – вспоминает г-н Колесов. – Деньги успешно освоили. Однако мало кто сегодня может сказать хоть что-то внятное про накопительную часть своей пенсии».




В ближайшие 20 лет правительство не повысит пенсионный возраст россиян
Мифы и ПИФы

"