Posted 31 марта 2004,, 20:00

Published 31 марта 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:50

Updated 8 марта, 09:50

Функциональный шум

Функциональный шум

31 марта 2004, 20:00
Сегодня на заседании правительства министры должны определиться с функциями, которые оставят за вверенными им ведомствами, и с численным составом аппарата. Разговор предстоит нелегкий, поскольку в новом кабинете уже обнаружился конфликт интересов.

О неуправляемости правительства Михаила Касьянова говорили и журналисты, и политики, и сами министры. Поэтому объявленная президентом радикальная реформа исполнительной власти мало кого удивила. Сегодня основные преобразования уже закончены, однако говорить о достигнутой цели явно преждевременно. Мало того, в новом кабинете все чаще и отчетливее проявляется конфликт интересов.

Так, вчера первый вице-премьер Александр Жуков пригрозил недавно назначенному главе Федеральной службы по финансовым рынкам Олегу Вьюгину, что не потерпит излишней монополизации функций ФСФР, которую несколько дней назад уже поспешили объявить мегарегулятором. Возмущение г-на Жукова вызвал, в частности, тот факт, что г-н Вьюгин пытается распространить свое влияние не только на финансовые рынки, но и на банковский сектор. На деле же получается, что вместо рассредоточенных среди министерств полномочий на свет рождается громоздкая и сверхмощная «машина давления», которая хочет и может подмять под себя весь финансовый сектор.

Приведенный казус не единственный. Некоторые руководители агентств и надзоров, получив большую самостоятельность, идут на открытый конфликт с министрами. Наглядный тому пример – жаркий спор за право выдачи лицензий для СМИ. Новый министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов отказался передать это право в ведение Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, который возглавляет Михаил Сеславинский, а тот не собирается, судя по всему, сдаваться.

Нет мира и на самых верхних этажах правительственной пирамиды. Статус «технического», похоже, готов оправдывать только сам Михаил Фрадков. Александр Жуков и руководитель аппарата Дмитрий Козак претендуют на роль фигур вполне значимых. При этом все более заметно, что находятся они по разные стороны баррикад, по крайней мере, на этапе настройки работы кабинета и определения его приоритетов.

Г-н Козак, явно тяготеющий к экономическим идеям и методам Германа Грефа, похоже, уже встал во главе радикального крыла в Белом доме. По крайней мере, на это указывает его позиция по вопросам реформы ряда секторов экономики, а также бюджетных отношений регионов с центром.

Г-н Жуков, больше знакомый с практической стороной экономики, чаще выступает как полный единомышленник главы Минфина Алексея Кудрина. На днях первый вице-премьер выступил против введения особых экономических зон в России, практически слово в слово процитировав министра финансов. Интриги добавляет то, что ОЭЗ – любимое детище г-на Грефа. Противостояние по этой оси наметилось и в вопросе о числе заместителей министров. Греф и Кудрин недовольны идеей Козака свести это число до двух.

Результаты преобразования правительства как составной части масштабной административной реформы также пока скромны, если не ничтожны. Центральный аппарат министерств, скорее всего, будет урезан на 20%, однако на общее количество чиновников в стране это все еще не влияет. При этом первый замминистра финансов Татьяна Голикова утверждает, что бюджетные расходы на содержание чиновников в будущем не сократятся, а останутся на уровне этого года – 76,8 млрд. рублей. Что же касается количества министерств и ведомств, то их число увеличилось: было 53, стало 76.

"