Posted 28 февраля 2007,, 21:00

Published 28 февраля 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:56

Updated 8 марта, 08:56

Ветер перемен

28 февраля 2007, 21:00
Вчера президент Татарстана Минтимер Шаймиев заявил, что в РФ сегодня наблюдается чрезмерная централизация финансовых ресурсов, которая в первую очередь ударяет по регионам-донорам. По его словам, законодательство неоправданно жестко регулирует многие вопросы, в том числе и те, что относятся к ведению субъектов страны.

Минтимер Шаймиев далеко не первый региональный политик, желающий получить большую экономическую свободу в отношениях с Центром. В конце прошлого года, например, похожую идею высказывал глава Нижнего Новгорода Вадим Булавинов. Он напомнил Москве, что сегодняшняя ситуация уже имела место в истории страны лет 20 назад. По словам мэра, движение России идет по нарастающей спирали централизации, и если оставить все как есть, то регионы могут потерять всякую самостоятельность. Кроме того, излишняя централизация власти и финансов порождает, как полагает г-н Булавинов, более высокую коррупцию.

Эксперты подтверждают: зерно истины в этих рассуждениях определенно есть. Если в 1998 году федеральный бюджет аккумулировал 47,7% доходов консолидированного бюджета, то в 2002 году – уже 63,2%. Чиновники Минфина проблему вроде бы признают, отмечая, что чрезмерная централизация финансов снижает интерес региональных властей к экономическому развитию территорий, однако дальше этого не идут. И в ближайшее время, как прогнозируют специалисты, вряд ли пойдут, все-таки еще свежа память об «эффективных» региональных менеджерах середины 1990 годов.

«В целом я не вижу проблемы, ведь последние 5 лет деление доходов между региональными и федеральными бюджетами довольно устойчиво, и пока нет смысла его менять. Ни к чему хорошему это не приведет. Например, налог на прибыль. Сейчас не все регионы готовы взвешенно подойти к управлению этим налогом, а отдавать его на откуп только отдельным субъектам не годится», – сообщил «Новым Известиям» специалист Экономической экспертной группы Александр Андряков. По его словам, относительная централизация произошла из-за того, что такие налоги, как НДС, НДПИ, перешли в ведение федерального бюджета. «Но иначе поступить было нельзя. Если зачислять, например, НДС в региональный бюджет, то практически невозможно отследить и возмещать его экспортную часть. Когда НДС собирали субъекты, а Центр занимался возмещением, то была такая путаница, что в отдельных частях страны наблюдались даже отрицательные налоговые сборы», – рассказал г-н Андряков. Так что, заключил эксперт, скорее мы имеем усиление системы перераспределения финансов, нежели ее централизации.

«А жаловаться Татарстану вообще не имеет смысла, – добавляет «НИ» аналитик Бюро экономического анализа Ростислав Кокорев. – Этот регион давно известен тем, что пользуется максимальной экономической свободой по сравнению с другими». По мнению г-на Кокорева, ради сохранения целостности управления, а также контроля нельзя отдавать все полномочия регионам. В предложении Казани политологи усматривают и возможную попытку сделать новый шаг на пути к независимости. Президент Института стратегических оценок Александр Коновалов сообщил «НИ», что этот субъект постоянно торгуется с Центром за все новые полномочия, и это не может не настораживать.

"