Posted 28 февраля 2006,, 21:00

Published 28 февраля 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:15

Updated 8 марта, 09:15

Убрать бюрократа

Убрать бюрократа

28 февраля 2006, 21:00
Вчера первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев заявил, что к решению проблемы демонополизации рынка нового жилья необходимо подключать Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и прокуратуру. Иначе реализовать национальный жилищный проект будет невозможно. Эксперты согласны, что сейчас только так и можно заставить местны

Вице-премьер полагает, что разрешить ситуацию со строительством жилых домов без участия контрольных органов уже невозможно. «За этим стоят корпоративные интересы, и это национальное позорище, – констатировал он. – Нам жилья не хватает катастрофически, а земля служит источником наживы для огромного числа чиновников». Г-н Медведев отметил, что для ФАС эта работа важнее, чем преследование отдельных коммерческих структур за отдельные нарушения. «Свое слово могла бы сказать и Генпрокуратура», – подчеркнул чиновник.

Напомним, что принятый в декабре 2004 года Градостроительный кодекс предполагает, что уже с 1 октября 2005 года земельные участки под застройку должны распределяться не по предварительному согласованию между чиновником и участником рынка, а на открытых аукционах. Отсрочка в 9 месяцев была специально дана городским администрациям, чтобы завершить все ранее начатые предварительные согласования. Однако, как рассказал «НИ» заместитель директора направления «Реформы в сфере недвижимости» Института экономики города (ИЭГ) Леонид Бандорин, многие чиновники истолковали закон по-своему и решили, что до 1 октября им можно не только завершить начатые подковерные согласования, но и инициировать новые. В результате, по словам эксперта, огромное количество земельных участков в стране и в Москве оказалось незаконно выведено из участия в аукционах, которые муниципальные власти большинства регионов в принципе не торопятся проводить.

Действующую до сих пор систему распределения участков давно называют главным тормозом строительства нового жилья и источником роста цен. «Процедура выделения земельных участков закрытая и долгая, – рассказал «НИ» руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» Олег Репченко. – Среди строителей распространена шутка: построить дом можно за полгода, а вот на то, чтобы получить разрешение на его строительство, нужно два года плюс год на оформление уже готового дома в собственность.

Депутат Мосгордумы Сергей Митрохин называет современный строительный рынок России монопольной пирамидой «откатов». «Чиновники за определенное вознаграждение позволяют работать на рынке нескольким компаниям, блокируя приход новых игроков, – рассказывает он. – Это происходит повсеместно, практически во всех крупных городах, где идет строительство. Конкурсы проводятся, но победители известны заранее. Монополизирован рынок стройматериалов и ЖКХ. Именно эта система и приводит к запредельным ценам на жилье». Система мер, которая бы сломала существующий порядок, по словам г-на Митрохина, давно применяется в развитых странах. Это предельно открытые тендеры на выделение земельных участков, исключающие сговор между тендерными комиссиями и застройщиками, проведение торгов на закупку стройматериалов, антимонопольные меры на рынке ЖКХ, прозрачность естественных монополий, поставляющих ресурсы. «Чтобы реализовать эти меры у нас, потребуется жесткая политическая воля», – подчеркнул депутат.

О необходимости политического решения проблемы говорит и Леонид Бандорин. «Используя лишь правовые методы, добиться результатов не удастся, – полагает эксперт. – Доказать, что чиновники на местах умышленно игнорировали закон, начиная новые предварительные согласования, вместо того чтобы готовить земельные участки к аукционам, вряд ли удастся. Единственная возможность разбюрократить выведенную из оборота землю – признать незаконными все решения по процедуре предварительного согласования, принятые после 1 октября 2005 года, отсудить участки у городских администраций и выставить их на аукционы».

По сведениям г-на Бандорина, сейчас мониторингом земель, незаконно обещанных застройщикам, вплотную занялась ФАС, поэтому есть надежда на то, что процесс быстро наберет обороты. «Там, где аукционы уже заработали, к примеру, в Хабаровске, мы наблюдаем резкое оживление строительства, – рассказывает далее специалист. – Однако если где-то застройщики трепещут перед местной властью, то и от аукциона будет мало толка. В этом случае потенциального застройщика перед аукционом будет вызывать к себе чиновник и настоятельно рекомендовать не участвовать в нем».

Депутат Митрохин убежден, что реформы на строительном рынке не могут протекать вне общего социально-экономического контекста. «При нынешнем состоянии государства невозможно сломать монопольно-коррупционную систему строительного рынка, – утверждает он. – Отсутствие реально действующего парламента, независимых судов, свободных СМИ даже искреннее желание того же г-на Медведева превратит в глас вопиющего в пустыне». Сами участники рынка также считают, что одних аукционов для демонополизации недостаточно – необходимо также создать условия для прихода новых застройщиков. К примеру, сократить сроки бумажной волокиты хотя бы до года. По мнению Олега Репченко, это тут же скажется на темпах строительства и, естественно, на ценах, которые, даже если не будут падать, то по крайней мере перестанут расти.

Необходимо также снизить риски для новых застройщиков. «Всю информацию об условиях работы с участком – стоимость подключения дома к коммуникациям, максимально допустимая этажность и пр. – застройщик получает лишь после того, как приобретет землю в аренду, – рассказал «НИ» вице-президент Российской гильдии риелторов Константин Апрелев. – Из-за этого у него нет возможности оценить потенциальные риски, а соответственно и желания приходить в этот сектор экономики». По мнению эксперта, нужно менять городские законы. Однако как и когда это будет происходить, неясно – ведь инициировать законодательный процесс должна муниципальная исполнительная власть, которая как раз и является самым мощным противником новых правил.

"