Posted 28 февраля 2005,, 21:00

Published 28 февраля 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:34

Updated 8 марта, 09:34

Опять недолет

Опять недолет

28 февраля 2005, 21:00
Власти Бразилии объявили о прекращении тендера на покупку истребителей для своих военно-воздушных сил. Объем несостоявшегося контракта оценивается в 700 млн. долларов. Эта новость не слишком обрадовала российскую авиационную промышленность, поскольку два отечественных предприятия – «МиГ» и «Сухой» – принимали участие

Хотя наши авиастроители и не проиграли бразильский тендер ввиду явного преимущества противника, российским компаниям становится все труднее проталкиваться на мировом рынке высокотехнологичных изделий. Тем не менее руководитель пресс-службы «Рособоронэкспорта» Александр Смеляков считает, что качественные характеристики и конкурентоспособность российских самолетов в данном случае ни при чем. «Контракт не состоялся вовсе не потому, что бразильская сторона отказалась от российских самолетов, – пояснил он «Новым Известиям», – просто было принято решение не проводить тендер вообще».

Однако с экспортом высокотехнологичной, в том числе и авиационной техники все обстоит не так просто. Российские самолеты, в том числе и истребители, все больше проигрывают зарубежным аналогам в оснащении. Ни для кого не секрет, что отечественные приборы хуже видят противника, хуже управляют самолетом, менее надежны, но весят при этом гораздо больше. Представители авиазаводов признают, что зарубежные заказчики, например из Индии, сегодня все чаще требуют устанавливать на российские истребители итальянскую, французскую или израильскую авионику. Эти маленькие различия между сугубо отечественной и экспортной авиатехникой вызывают недоумение и зависть у летчиков российских ВВС. У них таких самолетов пока нет.

Современные приборы импортного производства устанавливают не только на боевые машины. Для повышения конкурентоспособности отечественных гражданских самолетов авиазаводы сегодня проводят адаптацию авионики и приборов западных фирм для российских авиалайнеров. В частности, для Ил-96Т закупаются и устанавливаются системы экранной индикации, сигнализации, самолетовождения, техобслуживания. То есть на наши планеры устанавливаются приборы, используемые компанией «Боинг» на своих лайнерах и сертифицированные в соответствии с международными стандартами. Серьезное отставание от технического уровня мирового самолетостроения обнаруживается не только в авионике. По просьбам заказчиков авиалайнеры Ту-204-120 вместо отечественных авиамоторов ПС-90А оснащаются экономичными современными двигателями «Роллс-Ройс». Кстати, самолет президента России также имеет импортные двигатели.

Авионика – застарелая болезнь отечественных самолетов. Специалисты бывшего Минавиапрома прекрасно помнят, как наша внешняя торговля еще в советские времена по заданию самолетостроителей и ракетчиков в огромных количествах закупала за рубежом всевозможные электронные игрушки, которые затем на предприятиях Минприбора потрошили, чтобы извлечь микросхемы. Собственной конкурентоспособной элементной базы в авиапромышленности не было никогда.

Сегодня с созданием единого общероссийского авиахолдинга работники отрасли лелеют надежду, что серьезное техническое отставание все же удастся преодолеть. При этом ставка делается на государственные рычаги управления, государственное финансирование и государственный заказ. Хотелось бы верить, что все так и будет. Однако скептики убеждены, что без вступления России в ВТО и широкой кооперации с ведущими зарубежными авиастроительными компаниями конкурентной отечественной авиации нам не видать.

Этой статьей «Новые Известия» начинают серию публикаций о состоянии российского авиапрома и перспективах создания единого авиационного холдинга.




Российские авиастроители объединяются в единую компанию

"