Posted 31 января 2010,, 21:00

Published 31 января 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 07:06

Updated 8 марта, 07:06

Ипотека в нагрузку

Ипотека в нагрузку

31 января 2010, 21:00
Ситуация в Тольятти вряд ли выправится в ближайшее время. По крайней мере власти уже предлагают сотням бывших работников «АвтоВАЗа» переселиться в город Тихвин Ленинградской области. В свою очередь, совет директоров Агентства по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (АРИЖК) одобрил в конце прошлой недели лимит в

Проблему приобретения гражданином жилья в новом регионе АРИЖК предполагает решать за счет жилого помещения, имеющегося в собственности человека в том регионе, из которого он уезжает. Схема выглядит так: для начала претендент на смену места жительства должен устроиться на работу там, куда он планирует переехать, и успешно пройти испытательный срок. Одновременно ему следует подобрать для приобретения новое жилье, где он намерен постоянно жить. Дальше нужно обратиться за финансовой помощью в АРИЖК, которое, как подчеркивается, окажет ее «на платной, срочной и возвратной основе».

Самое же главное во всей этой истории состоит в том, что, как отмечают в агентстве, схема не обязывает заемщика ежемесячно выплачивать ни проценты, ни часть долга по займу. Ему разрешается погасить сразу всю задолженность путем реализации имеющегося жилья. АРИЖК, в свою очередь, оценит старую квартиру, поскольку размер займа будет равен ее стоимости, и возьмет с гражданина обязательство потратить деньги только на приобретение нового жилья. А если денег не хватит (что, скорее всего, сплошь и рядом будет происходить), россиянин обратится в банк за ипотечным кредитом.

Напомним, в 2009 году правительство России выбрало 27 моногородов, наиболее нуждающихся в помощи. В первую тройку списка вошли Тольятти, Байкальск и Пикалево. Всего в РФ, по данным АРИЖК, более 350 моногородов (в них проживают около 16 млн. человек), в 17 из которых – кризисная ситуация. Ожидается, что уже в этом году по разработанной программе смогут переехать 450–500 семей.

Первыми же воспользоваться новыми возможностями смогут жители Тольятти. Недавно появилась информация, что высвобождаемым работникам «АвтоВАЗа» предложат переехать в город Тихвин Ленинградской области и трудоустроиться на вагоностроительном заводе.

То, что власти озаботились судьбой тех, кому сейчас особенно плохо, уже само по себе хорошо, отмечают независимые эксперты. Правда, они опасаются, что непродуманность проекта может погубить идею в зародыше. «Сама идея замечательная, поскольку это фактически первый проект по трудовой миграции в масштабах страны, – сообщила «НИ» известный независимый аналитик рынка жилья Ирина Радченко. – Наконец, кто-то озаботился этим. Сейчас у нас трудовые потоки никто не контролирует». Однако риск, который берут на себя граждане, решившие воспользоваться этой программой, неоправданно высок. Во-первых, цены на жилье в моногородах крайне низки – оттуда, где нет работы сейчас и не предвидится в ближайшей перспективе, люди стремятся уехать. Власти, предлагая даже такой вариант переезда, фактически признают: ловить там нечего. А если программа станет более или менее массовой, цены на недвижимость упадут еще больше, и иных вариантов, кроме «ипотеки в нагрузку», у людей вообще не останется. А взваливать не себя такое новое ярмо, едва выбравшись из старого, вряд ли кто-то захочет.

Во-вторых, человек фактически уезжает в неизвестность, и при этом он связывает себя по рукам и ногам огромным количеством обязательств. «Это большой риск, – отмечает г-жа Радченко. – Допустим, человек живет в Тольятти, он уже оброс какими-то связями, ориентируется в ситуации. Потом он переезжает в Тихвин, где сейчас вроде бы заводу требуются сотрудники. Но уже через полгода ситуация может измениться. И что тогда? А человек уже ввязался в новую ипотеку, свою квартиру заложил, новую купил, работы нет ни там, ни здесь. И что? Ладно бы речь шла о сегменте среднего класса, где доходы, по крайней мере, позволяют оправдать затраты на переезд. А так человек у себя в городе получал 6 тыс. и здесь будет получать 5,5 тыс. То есть получается, поменял шило на мыло».

Выбор Тольятти в качестве «пилота» тоже вызывает у экспертов немалые сомнения. Мало того, что он фактически демонстрирует: несмотря на десятки миллиардов госпомощи, автогигант в обозримом будущем не возродится. Он способен еще и спровоцировать горожан к действиям, о которых потом могут пожалеть. «Не думаю, что правильно начать именно с Тольятти, – сказал «НИ» заместитель председателя Комитета Госдумы по труду и социальной политике Олег Шеин. – Там проживают 500 тыс. человек, этого достаточно для того, чтобы развивать другие производства, вести малый бизнес. А что такое Тихвин? Небольшой городок, находящийся бог весть где в заснеженных полях Ленинградской области, который через какое-то время может оказаться в непростом финансовом положении. Людей приглашают на новое предприятие, и они должны прекрасно понимать, что рискуют. В самой области, кстати, есть очень много городков, в том числе Пикалево, которые отнеслись бы с большей заинтересованностью к наличию рабочих мест в Тихвине».

По словам депутата, чтобы люди потом не пожалели о том, что пошли на такой шаг, проект должен быть полностью прозрачен: граждане должны знать все – объемы платежей, процентные ставки, условия погашения займа. И при этом соотносить все это с будущей зарплатой, что практически невозможно, поскольку никто не гарантирует, какой она будет через полгода-год и будет ли вообще. «Рациональнее было бы вначале предлагать переехавшим гражданам семейные общежития и не обязывать их продавать старое жилье в городах, из которых они уехали. В крайнем случае, если все сложилось для тебя очень плохо – не прижился, не устраивает зарплата, вообще уволили, – ты теряешь комнату в этом общежитии и возвращаешься обратно – туда, откуда приехал. Но хоть что-то у тебя остается, а не только долги по ипотеке за квартиру, в которой и жить уже не хочется», – рассуждает депутат.

"