Posted 30 августа 2015,, 21:00

Published 30 августа 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:25

Updated 8 марта, 03:25

Принц Ирландский?

Принц Ирландский?

30 августа 2015, 21:00
После дебюта Бенедикта Камбербэтча в роли Гамлета вновь вспыхнул интерес к бессмертному произведению Уильяма Шекспира. Критики отмечают не только отменную игру британского актера, прославившегося ролью сыщика Шерлока Холмса в одноименном телесериале, но и вспоминают версию ученых, согласно которой Гамлет был не датским

Премьеру «Гамлета» в лондонском театре «Барбикан» театралы британской столицы, и не только они одни, ждали с большим нетерпением. Вместе с театралами на спектакль пришло и немало киноманов, поклонников телесериала «Шерлок Холмс» и Бенедикта Камбербэтча, сыгравшего в нем главную роль. Бенедикт исполнил главную роль и в шекспировской трагедии. Гамлета он сыграл так же убедительно, по отзывам критиков и подавляющего большинства зрителей, как знаменитого сыщика.

Мать Бенедикта, Ванда Вентэм, сама актриса по профессии, конечно, пришла на премьеру и осталась очень довольна тем, что увидела на сцене.

«Из него получился чертовски хороший Гамлет! – цитирует ее лондонское издание Independent. – Я очень им горжусь!»

С мнением Ванды полностью согласен и отец Бенедикта – актер Тимоти Карльтон. В зале можно было увидеть немало известных актеров и театральных деятелей. В том числе и коллегу Камбербэтча по «Шерлоку» Мартина Фримана и Марка Гатисса, сценариста и продюсера телесериала, который в интервью Би-би-си сказал: «Я всегда знал, что в нем есть Гамлет. Мы все очень гордимся им. Его игра производит потрясающее впечатление!»

До Гамлета Бенедикт Камбербэтч в последний раз играл на сцене Национального театра четыре года назад. Это была роль Франкенштейна. Он будет до конца октября несколько раз в неделю выходить на сцену в алом мундире и произносить слова: «Быть или не быть?»

Большинство критиков тоже высоко оценили Принца датского в его исполнении. Между тем не исключено, что ради исторической справедливости и точности главного героя главной трагедии Уильяма Шекспира следует называть не датским, а ирландским принцем.

Согласно общераспространенной теории, в основу своего «Гамлета» Великий бард положил историю датского принца Амлета, жившего в XII веке. История Амлета описана датским летописцем Саксоном Грамматиком в третьей книге «Деяний данов».

Профессор филологии университета Абердина Лиза Коллинсон, специалист по старым скандинавским языкам, соглашается, что прототипом шекспировского Гамлета был Амлет, но считает, что жил он не в Скандинавии, а в Ирландии, и не в XII веке, а на три или четыре века ранее.

Как утверждает профессор Коллинсон, имя Амлоти (Амлет) не скандинавского происхождения. Свою мысль она доказывает персонажем ирландской истории, жившим в VIII или IX веке принцем Адмлити. Ирландский прототип тоже нарушил немало социальных табу. Финал его жизни, написала Лиза Коллинсон в журнале Review of English Studies, оказался таким же кровавым, как в трагедии Шекспира.

Лиза Коллинсон считает, что Адмлити из Айра со временем стал Гамлетом из Эльсинора. «Скорее всего,?– объяснила она свою гипотезу лондонскому изданию Guardian, – главную роль в переносе этой истории в Скандинавию сыграли моряки».

До появления теории Коллинсон считалось, что Амлет произошел от Амлоти, который впервые встречается в поэме «Снежный медведь» исландского поэта, жившего в X–XI веках. Однако Лиза Коллинсон утверждает, что исландцы позаимствовали Амлоти у ирландцев, и даже называет источник заимствования – малоизвестная ирландская сага «Разрушение дома Да Дерга». Она была написана в XI веке, но рассказывает о событиях VIII или IX века. В числе прочих в саге есть и такие действующие лица, как Маэль, Млити и Амлити, который сразу напомнил профессору из Шотландии о Гамлете. Конечно, с ирландским следом согласны далеко не все историки, но теория Лизы Коллинсон звучит вполне убедительно и имеет право на существование так же, как датская теория.

"