Posted 30 августа 2011,, 20:00

Published 30 августа 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 05:58

Updated 8 марта, 05:58

Со стороны виднее

Со стороны виднее

30 августа 2011, 20:00
В рамках фестиваля «Московская премьера» в Киноцентре при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ и Госфильмофонда РФ проходит юбилейный XV Форум национальных кинематографий. Когда-то кинематографии стран ближнего зарубежья приводились к общему знаменателю одним магиче

В этом году программа кинофорума впервые стала конкурсной – 4 сентября свои решения объявят главное жюри под предводительством Вадима Абдрашитова и жюри Гильдии киноведов и кинокритиков.

Форум открылся короткометражкой Марины Врода «Кросс» (Украина–Франция), которая в мае этого года получила «Золотую пальмовую ветвь» в короткометражном конкурсе Каннского кинофестиваля. Ее герой, парень лет 16, сперва бежит по парку вместе с другими, во время передышки получает фингал и выгоняется из группы за демонстративное хамство, затем бредет, не видя дороги, и натыкается на бандитов, обыскивающих тело убитого ими человека, снова бежит и выбегает на пляж, где один из купальщиков, забравшись в большой прозрачный шар, пытается бежать по его внутренней поверхности. Ни на портрет в экстерьере, ни на новеллу, ни на аллегорию этот эпизод не тянет, так что возникает естественный вопрос, каким образом лента, которую едва ли отметили бы и на институтском смотре, получила столь престижную награду. Ответ, судя по ряду прецедентов, заключается в нетребовательном отборе (можно навскидку назвать десяток работ двумя классами выше «Кросса»), случайном составе жюри и, в конце концов, в наличии французского сопродюсера. В «больших» конкурсах Канн подобных казусов практически не бывает (бывают другие), а тут, вне внимания прессы, в тихом омуте, чего только не может быть…

Вслед за «Кроссом» на открытии был показан документальный фильм «А есть ли там театр?» Наны Джанелидзе, соавтора сценария знаменитого «Покаяния» Тенгиза Абуладзе. Название, вправду сказать, никудышное, поскольку по нему мало кто не догадается, что вопрос относится к тому свету, а задает его Кахи Кавсадзе, известный на всем советском пространстве как Абдулла из «Белого солнца пустыни». Лента строится как рассказ знаменитого грузинского актера о себе и времени, в котором он жил – главным образом о детстве. Чтобы избежать обычного биографического формата («говорящая голова» + фото-, видеоиллюстрации), режиссер помещает героя в нереальное пространство, символизирующее, видимо, постсоветскую разруху, но ничего не добавляющее к его монологу, кроме чисто зрительного разнообразия. Тем не менее посмотреть и послушать Кавсадзе большое удовольствие, хотя в фильме не хватает его отношения к событиям 1990-х и «нулевых» лет.

Второй документальной картиной конкурса оказалась «Граница» выдающегося армянского режиссера и директора Ереванского международного фестиваля «Золотой абрикос» Арутюна Хачатряна. Речь, естественно, об армяно-азербайджанской границе. Богатый американец армянского происхождения открывает возле нее благотворительную столовую и ферму, на которой работают беженцы и местные жители. Фокус в том, что мы наблюдаем происходящее в пограничной зоне как бы глазами буйволицы, найденной в терновнике в полуживом состоянии и третируемой людьми и собаками в качестве чужачки. Лето, осень, зима, медленное течение жизни и обостряющийся пограничный конфликт, жертвой которого, в конце концов, становится невинное животное, застрявшее в болоте – меланхоличная история, навевающая мысли об иррациональности войны и тщете существования.

По другую сторону той же границы и вдали от нее снят «Участок» Ильгара Сафата. Гламурный фотограф с невестой отправляются в автомобильную поездку за город и слетают с обрыва из-за того, что на дорогу выскакивает какая-то страшенная человекообразная тварь. Жертв ДТП подбирает полицейская машина, но вместо больницы почему-то отвозит в участок, где начинается долгий допрос, в ходе которого стражи порядка обнаруживают поразительную осведомленность об их жизни и навешивают на жениха обвинения одно похлеще другого. Тяжесть аварии и необыкновенное поведение полицейских наводят сообразительного зрителя на предположение, что действие незаметно перескочило из реального мира в голову героя. Это подтверждается длиннейшим флэшбэком, который объясняет, за что же он попал в катастрофу и в потустороннюю кутузку. Оказывается, что еще в советском детстве он оказался в нехорошей компании, главарь которой заставил юного фотографа печатать фотографии обнаженных дам с дореволюционных негативов. Короче говоря, перед нами кинопроизведение на традиционную тему «скелет в шкафу». Трудно сказать, насколько пугающим этот скелет является для бакинцев, которым вообще-то должен быть известен «стиль бакинской порнографической открытки» (который Эйзенштейн находил у ряда своих современников-кинорежиссеров), но москвичей и петербуржцев, которые еще в 1990-е годы посмотрели «Про уродов и людей» Алексея Балабанова, подобными детскими картинками не смутишь.

В результате лучшей в первой половине форума оказалась, на мой взгляд, «Презумпция согласия» (Россия), снятая живущим в Москве таджиком Фархотом Абдуллаевым. Презумпция согласия – это привычное социальное лицемерие, равнодушие и конформизм, заставляющие нас закрывать глаза на многое из того, что требует морального противодействия. Эта картина хорошо вписывается в русскую литературную традицию под названием «записки провинциального врача», представленную в первую очередь Чеховым и Булгаковым, а также в ряд российских фильмов последнего времени, героями которых являются люди самой гуманной в мире профессии – «Мелюзга», «Простые вещи», «Дикое поле» и «Морфий».

Учитывая пользу «взгляда со стороны», можно было бы запустить глобальный проект, в рамках которого режиссеры из России и ее ближнего зарубежья могли бы обменяться соответствующими взглядами друг на друга – что много поспособствовало бы взаимопониманию наций…

"