Posted 30 августа 2010,, 20:00
Published 30 августа 2010,, 20:00
Modified 8 марта, 06:57
Updated 8 марта, 06:57
Как писали «Новые Известия», Федеральная антимонопольная служба (ФАС) опротестовала новую схему государственного финансирования отечественных фильмов. Как известно, под давлением нескольких лоббистов схема выделения государственных средств на поддержку российского кинопроизводства в первой половине 2010 года существенно изменилась. Постановлением правительства был создан специальный Фонд развития кино и принято решение, что на его счет ежегодно будет поступать около 3 млрд. рублей (в дополнение к миллиарду, распределяемому Министерством культуры), которые он властен тратить на нужды отечественного кинематографа по своему усмотрению.
Казалось бы, государство сделало кинематографистам сказочный подарок – увеличило финансирование национального кино на целых 300%, однако большой радости в кинематографической среде это не вызвало. И не потому, что 100 миллионов долларов – всего лишь примерный бюджет одного голливудского боевика, а потому, что эти деньги было решено поделить поровну между восемью крупнейшими российскими кинокомпаниями.
Естественные вопросы – почему претендентами на поддержку стали компании, а не проекты, почему деньги будут делить между ними поровну, а, скажем, не пропорционально количеству производимых ими фильмов, откуда взялось число 8 и чем оно лучше других – ответа не получили. Зато выяснилось, кому доверено определить, какие компании достойны получить звание «крупнейших». Этим субъектом оказалась фирма «Movie Research», до этого готовившая статистику киноотрасли для Министерства культуры, а теперь неизвестно по чьей воле приглашенная на роль оценщика «крупности» российских кинопроизводителей.
Фирма выдвинула три критерия оценки организации – стаж работы, зрительский и фестивально-премиальный успех спродюсированных ею фильмов (однако зрительские оценки типа «хорошо/плохо», а также «прибыльность/убыточность» картин в расчет не принимались). После чего фирма составила рейтинг продюсерских компаний, послуживший основанием для выбора 8 счастливцев. Чтобы сделать рейтинговую механику нагляднее, дадим простой пример. Пассажирский багаж можно сравнивать по объему, весу и по сумме габаритов, однако весовой, объемный и габаритный рейтинги существенно различны – самый тяжелый чемодан может оказаться самым маленьким, а самый габаритный – самым легким. Избавиться от этого затруднения невозможно, даже если вопреки здравому смыслу сложить вес в килограммах, объем в литрах и сумму габаритов в дециметрах. Зато можно найти способ вычисления «суммарного» рейтинга, позволяющий зачислить в группу лидеров багажного чемпионата заранее намеченный чемоданчик.
Но даже и с такими подсчетами можно было найти более приемлемый для кинематографистов способ дележки государственного пирога, при котором право на кусочек имел бы каждый продюсер – да хоть бы пропорционально тем же рейтингам. Ан нет – даже не искали. Обделенные, естественно, возмутились и обратились за юридической помощью. Компания «Правовой департамент» изучила новый распределительный механизм с правовой точки зрения и пришла к выводу, что он не соответствует закону РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Так, в законодательстве нет ни понятия «лидеры отечественного кинопроизводства», ни критериев их отбора, а в попечительский и экспертный советы фонда входят представители компаний, этот отбор прошедших. Налицо предумышленное ограничение конкуренции, так сказать, потенциальных подрядчиков на производство товаров культурного потребления.
В ответ на обращение «Правового департамента» антимонопольная служба провела расследование и заключила, что отбор «лидеров отечественного кинопроизводства» действительно был проведен с нарушениями закона. «Выбор юридических лиц, занимающихся кинопроизводством, для бюджетного финансирования из бюджета государства проходил на основании рейтинга компаний... составленного по субъективным критериям», и что «изначально были созданы преимущественные условия организациям, вошедшим в рейтинг, по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим аналогичный вид деятельности и не вошедшим в данный рейтинг» – говорится в письме ФАС вице-премьеру правительства РФ Александру Жукову.
По идее, правительство должно устранить отмеченные нарушения закона, но трудно представить себе, как оно будет изымать у восьми монополистов уже перечисленные им деньги и как после этой обратной операции будет выглядеть фонд в глазах российского общества.
Автор – кинообозреватель «НИ»