Posted 31 июля 2020,, 13:55

Published 31 июля 2020,, 13:55

Modified 7 марта, 14:53

Updated 7 марта, 14:53

Спасайте как хотите. Минкульт не дает денег на реставрацию уникальной часовни

Спасайте как хотите. Минкульт не дает денег на реставрацию уникальной часовни

31 июля 2020, 13:55
Несколько лет назад для восстановления псковской часовни Святой Анастасии требовалось всего 300 тысяч рублей, сегодня речь идет уже о нескольких миллионах.
Сюжет
Деньги

Петр Рудин

Этот памятник культуры федерального значения связан с именами двух выдающихся деятелей отечественной культуры — архитектором Алексеем Щусевым и художником Николаем Рерихом.

О часовне — охранительнице Пскова от бед и несчастий, о ее уникальной истории, которой больше трех столетий, нынешнем критическом состоянии памятника и его уникальных росписей за последние месяцы вышло не мало публикаций, в том числе, в крупнейших федеральных СМИ (см., например, «Святыня без защиты «Российская газета» от 29.04.2020 г.). Сотрудники музея-заповедника приложили немало усилий, чтобы найти средства и спасти святыню. Однако оказались бессильны. У местных властей на реставрацию нет денег. А Минкультуры РФ, судя по всему, нет дела до такой мелочевки, как часовенка.

По крайней мере, несмотря на множество публикаций и обращений в Минкультуры чуда, на которое рассчитывали и работники музея, и сотни людей, неравнодушных к своим историческим памятникам, не произошло. Замдиректора Департамента государственной охраны культурного наследия ведомства Юлия Ландышева в своем ответе была лаконично деловита: «Финансовые средства Минкультуры России на сохранение объектов культурного наследия в 2020 г. полностью распределены по объектам и мероприятиям, поэтому осуществить финансирование работ по объекту в настоящее время, к сожалению, не представляется возможным».

При этом Юлия Александровна недвусмысленно намекает, что пользователем часовни является Псково-Изборский государственный музей-заповедник и он, мол, отвечает за «содержания памятника, территории, а также проведение необходимых работ по его сохранению». Правда, вместе с тем она сообщает, что, «принимая во внимание историческую значимость объекта «Анастасиевская часовня с росписями», Минкультуры готово рассмотреть вопрос о проведении работ по его сохранению при формировании плана мероприятий на 2021 год.

Классический ответ. Только по форме, а не по сути. И скорее смахивает на обычную отписку: успокойтесь, все знаем, все видим, но помочь ничем не можем, терпите, пишите и ждите… Но чего ждать? Когда рухнет часовня и навсегда будет утрачен памятник культуры? Сотрудники музея-заповедника в отчаянии. Ведь помощи, кроме как от Минкультуры, ждать больше неоткуда. И пусть уже двадцать лет оно не замечает их челобитья, а вдруг... в 2021 году снизойдет, не обойдет стороной, его милость. Как обнадеживающе звучит: «рассмотрим»...

В сложившейся ситуации помощь музейщикам могли бы оказать и местные власти. Но Псковская область, как известно, не самый богатый регион. Да, заявку музея в Минкульт на выделение средств губернатор Михаил Ведерников лично поддержал. В Пскове запланированы масштабные работы по благоустройству набережной реки Великой. На ее левом берегу и стоит Анастасиевская часовня. Проект благоустройства согласовали. Но снова по какому-то злому року или равнодушию участок с часовней в него не включили. И только поручение губернатора области изменило ситуацию, благоустройство часовни стали проводить.

Сейчас решается следующая задача: общественность просит протянуть к памятнику всего-то метров 15 кабеля, чтобы в часовне можно было наладить необходимый для сохранения настенных росписей нормальный температурный режим и создать условия для реставраторов фресок. Казалось бы, в чем проблема? А проблема, на мой взгляд, есть, Она более глобальна: что имеем не храним, а потерявши — плачем. Мы по-прежнему, с равнодушием и пренебрежением относимся к своему наследию. Позволяем разрушать старину, заменяя ее модными новоделами, пытаемся строить будущее страны, подрубая духовные корни ее культуры, нравственные устои, заложенные в историческом наследии прошлого. Куда ведет такой путь? Николай Рерих дал на этот вопрос однозначный ответ: «Не знающий прошлого не может думать о будущем. Народ должен знать свою историю, запечатленную в памятниках старины. Народ должен владеть всеми лучшими достижениями прошлых эпох. Мы должны с великим попечением изыскивать еще не тронутые варварскою рукою древности и дать им значение, давно заслуженное».

Комментарий специалиста

Голубева Ирина Борисовна, искусствовед, заместитель председателя Псковского областного отделения ВООПиИК:

«Меня, скажем мягко, удивляет позиция нашего любимого Минкульта в отношении к Анастасиевской часовни. Ладно бы одну заявку не заметили, другую. Но музей уже очень много лет регулярно их подает. Состояние часовни ухудшается. Сумма растет. Я помню, когда на ее реставрацию требовалось 300 тысяч рублей. Сейчас уже дело дошло до нескольких миллионов. А чиновники от культуры продолжают просьбу псковских музейщиков не замечать…И вот что поражает. Год без малого назад как десять псковских памятников были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Одним из очень весомых поводов для этого было внимание Николая Рериха к псковской архитектуре и то, что он сам делал эскизы для росписи Анастасиевской часовни. А теперь мы от реального объекта культурного наследия, непосредственно связанного с его именем, всячески, если не сказать цинично, сторонимся...»

В настоящее время функцию сохранения памятника культуры федерального значения – Анастасиевской часовни, на себя фактически взяла общественность России. Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих и фонд сохранения исторического наследия «Внимание» объявили о сборе народных пожертвований для сохранения уникальных настенных росписей часовни. Николай Рерих заложил в них идею покровительства и заступничества Пскова и его жителей, а, если рассматривать широко, то и всей России, от бед и несчастий, от болезней и моровых эпидемий.

На момент выхода материала стало известно, что 1 августа в 10:20 возле часовни Святой Анастасии пройдет панихида о погибших в периоды моровых поветрий прошлых и настоящих дней.

"