Рус
Eng
Формат ушел в прошлое

Формат ушел в прошлое
Новость

31 июля 2014, 00:00
Недавно прекративший свою работу мемориальный музей истории политических репрессий «Пермь-36» возродится в новом формате – теперь в качестве государственного краевого музея. По словам властей, там будет представлена история исправительно-трудовой «индустрии» со времен правления Годунова до советского периода.

В этот понедельник, 28 июля, в Перми состоялась пресс-конференция, посвященная обсуждению будущего музея «Пермь-36». Сергей Маленко, представитель администрации губернатора Пермского края, заявил, что на бывшей территории «Пермь-36» появится новый музей политических репрессий, в котором будет представлена история исправительно-трудовых учреждений.

Напомним, что на прошлой неделе руководство автономной некоммерческой организации «Пермь-36», которая устраивала экспозиции в музее, отказалось от продолжения деятельности в Пермском крае из-за конфликта с краевой администрацией (см. «НИ» от 28 июля 2014 года).

Теперь организацией просветительских проектов и сбором новых экспонатов для выставок предстоит заниматься государству. От многих традиционных мероприятий АНО «Пермь-36» краевая администрация решила отказаться: Сергей Маленко уже заявил, что в этом году не состоится «Пилорама» – международный гражданский форум, который проводился на территории музея с 2005 года. «Государство не может финансировать мероприятие, на котором помимо, бесспорно, правильных и хороших слов предоставляются площадки для призывов к массовым беспорядкам и организации протестных действий», – пояснил Сергей Маленко.

Музейное пространство будет также преобразовано – представители АНО «Пермь-36» собираются перевезти большую часть экспонатов, которая была в их собственности, так что новые музейные коллекции придется собирать с нуля. Сергей Маленко заявил, что в новом краевом музее будут представлены следующие экспозиции: «История ГУЛАГа в СССР», «История ГУЛАГа в Пермской области», «История политических репрессий от Годуновых до СССР», а также «Государственные преступники и жертвы», посвященная заключенным ИТК-35, ИТК-36, ИТК-37. Отдельная экспозиция будет посвящена династии Романовых.

Представитель администрации пояснил, что главная задача нового музея – представление истории исправительно-трудовой «индустрии» (выражение Маленко). Подробный план развития музея будет подготовлен через 3–4 месяца.

Новая концепция «Пермь-36» вызвала недовольство многих активистов, выступавших за сохранение музея в прежнем виде. Игорь Аверкиев, председатель Пермской гражданской палаты, в статье на своем сайте высказал опасение, что основное внимание в новом музее будет уделяться «тяжелому и важному труду работников системы исполнения наказаний», а ключевой акцент сместится с репрессированных и их судеб на «врагов народа и государства, от которых спасала народ и государство система исполнения наказаний».

«В сущности «Пермь-36» станет музеем ВОХРы, охранников, – комментирует ситуацию историк, искусствовед Антатолий Голубовский. – Они пытаются представить это как некую индустрию: «индустрия» – нейтральное слово, не правда ли? Тем более они хотят показать все чуть ли не от Рюрика до наших дней. Сейчас то, что там будет происходить, – это то, что будет оправдывать палаческую суть этого периода истории нашей страны. И это уже преступление перед историей».

Судьба прежней экспозиции «Пермь-36» по-прежнему остается неизвестной – пока участники АНО пытаются найти для экспонатов хотя бы временное пристанище. Анатолий Голубовский говорит, что в нынешних условиях им будет непросто найти новое помещение для того, чтобы попытаться воссоздать там хотя бы часть той экспозиции, которая существовала на территории колонии в Кучино. Искусствовед допускает, что они смогут разместиться на территории бывшей фабрики или завода – на земле, принадлежащей частному лицу. Анатолий Голубовский ставит под сомнение, что какой-то государственный музей будет сейчас готов их принять, и обвиняет музейное сообщество в безразличии по отношению к «Перми-36»: «Профессиональное музейное сообщество очень замкнуто и высокомерно – оно не любит, когда кто-то, кого они не считают профессионалами, начинает претендовать на что-то серьезное. И в этой ситуации позиция музейного сообщества – полное равнодушие, бесстрастность и глухота, когда с музеем так начали расправляться – такая позиция сыграла не меньшую роль в уничтожении этого выдающегося, на мой взгляд, музейного проекта, чем усилия власти».

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter