Posted 30 июля 2013,, 20:00

Published 30 июля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:51

Updated 8 марта, 04:51

Кислота против искусства

Кислота против искусства

30 июля 2013, 20:00
Время с сентября прошлого года по июль нынешнего стало серьезным испытанием для многих людей балета и театральных коллективов столицы. Подводить итоги закончившегося сезона в Москве приходится в контексте околобалетных событий.

Практически все творческие события в Большом театре заслонило ужасное преступление: худруку балета Сергею Филину плеснули в лицо кислотой. Затем были долгие выяснения отношений дирекции с (теперь уже бывшим) премьером Николаем Цискаридзе. Смена директора в самом конце сезона (вместо Анатолия Иксанова театр возглавил Владимир Урин из Музыкального театра) и демарш Светланы Захаровой, отказавшейся танцевать в балете «Онегин», так как ей не дали первый спектакль, лишь подлили масла в информационный огонь. В лихорадке уголовных и прочих сенсаций все как будто забыли, что, несмотря ни на что, в Большом театре продолжают петь и танцевать, причем делают это неплохо.

К примеру, в том же «Онегине» все четыре состава исполнителей (плюс «звезды» из других театров) придали балету привкус интересного творческого соревнования: кто лучше прочувствует «драмбалетную» мелодраму по пушкинскому сюжету? Удачным был большой весенний фестиваль в Большом, посвященный 100-летию со дня рождения Стравинского. В нем участвовали знаменитые европейские труппы, каждая со своей версией балета «Весна священная». Москву посетили Балет Бежара и труппа Пины Бауш, легендарную «Весну» показал и Финский балет, а Большой театр, наоборот, разразился ультрасовременной, похожей на инсталляцию танцевальной версией партитуры.

Детский балет «Мойдодыр» не стал особенной удачей сезона, но тут стоит похвалить за попытку: не так уж много (а на деле катастрофически мало) в Москве балетов для этой целевой аудитории. Вокруг возобновления «Ивана Грозного» в постановке Григоровича возникли жаркие – и часто не балетные – споры: одни говорили, что это апофеоз искажения истории, другие, наоборот, восхищались режиссерской жесткостью. Зато одноактный «Аполлон», неоклассический балет Баланчина, спровоцировал на дискуссии именно критиков и балетоманов: насколько хорошо артисты Большого театра владеют стилем американского классика?

На двух сценах главного театра страны состоялись два балетных конкурса. Первый, под названием. «Русский балет», для учеников балетных школ, проводился впервые и был совсем коротким – один день. Второй имеет длинную традицию: Международный конкурс артистов балета и хореографов проводится в Москве с 1969 года. Благодаря этим смотрам (хотя они прошли не без проблем) публика узнала имена новых молодых талантов. Международный фестиваль «Бенуа де ла данс», как всегда, подарил встречи с крупными звездами мирового балета.

Недалеко от Большого, в Кремлевском дворце, станцевали герои нового сказочного спектакля «Кремлевского балета» – «Красавица и чудовище». Но внимание балетной общественности приковала не эта премьера, а сонм знаковых гастролей. Две труппы из Израиля – «Кибуц» и «Батшева» – показали, что репутация израильского современного танца не случайно известна далеко за границами этого государства. Гениальная Сильви Гиллем, приехав в Россию с двумя балетами, показала, что время над этой балериной не властно. Концептуалист из Орлеана Жозеф Надж заставил разгадывать загадки своего непростого спектакля, связанного с японской тематикой. «Спящая красавица» английского хореографа Мэтью Боурна, наоборот, оказалась очень зрелищной и доступной: ко всем известной истории постановщик добавил тонну британского колорита и небольшое стадо вампиров.

Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко преподнес публике душераздирающую историю под названием «Майерлинг» – про австрийского кронпринца Рудольфа, покончившего жизнь самоубийством. В главной партии блистал премьер театра Сергей Полунин – один из лучших классических танцовщиков мира. Большой интерес вызвали два одноактных балета – «Бессонница» в постановке Иржи Килиана и «Первая вспышка» хореографа Йормы Эло. Они показали, что музыкальный театр по-прежнему активно поставляет хорошие балетные новости. Фестиваль современного танца «Цех» множеством интересных работ продолжил необходимое дело – приучать публику к такому движению, которое не похоже на фрагмент из «Лебединого озера». По-новому заявил о себе Московский камерный балет «Москва», сменивший руководство. Коллектив, состоящий их двух подразделений – классического и современного танца, – ищет свой, ни на кого не похожий репертуар.

Немногочисленные, к сожалению, гастроли подарили тем не менее интересный спектакль «Ромео и Джульетта» в интерпретации Штутгартского балета. Фестиваль «НЕТ» привез в Москву развлекательный Octopus французской компании Филиппа Декуфле и жесткий Impromptus, сделанный компанией Саши Вальц в Германии.

"