Posted 30 июля 2012,, 20:00

Published 30 июля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:40

Updated 8 марта, 05:40

Крутой рок

Крутой рок

30 июля 2012, 20:00
В воскресенье завершился очередной конкурс Игоря Крутого «Новая волна». Накануне было немало разговоров о том, что мероприятие надо менять: слишком много фонограмм, до боли знакомая линейка артистов, слабая музыка, телевизионный диктат. Крутой пригласил «рок-обойму» и, кажется, не ошибся.

Вся компания рок-музыкантов – «Воскресение», «Пелагея», «Аквариум», «Чайф», «Машина времени» и «Неприкасаемые» – ехала в Юрмалу с некоторой опаской. Эти музыканты часто пересекаются с поп-флангом на концертных площадках, несмотря на разные «тусовки», но в такое «логово» они еще, кажется, не попадали. Рокерам дали спеть по две песни, хотя пригласили полными составами – по юрмальским меркам это считается по-божески. При этом на настройку выделили полторы минуты. На рок-фестивалях расставлять инструменты можно по полчаса, а то и больше. В полторы минуты рокеры не укладывались, но к ним отнеслись с пониманием и пиететом, тем более что «взорвали» зал «Дзинтари» они достойно.

Конферансье Михаил Ефремов и Ксения Стриж неоднократно подчеркивали, что этот концерт – живой. Полностью живой звук – большая редкость на «Новой волне». Никто даже и не смог припомнить, что такое бывало, хотя бывало: с отдельным сетом из четырех песен тут выступала Земфира. Появление Гарика Сукачева с сигаретой в зубах, в кепке и расхристанной рубахе, готового долбануть барабаном о сцену, юрмальской публикой было воспринято по-разному: эстетика, мол, не здешняя. Но здешняя эстетика давно нуждалась в такой встряске. Рамонд Паулс и Игорь Крутой, кажется, были очень довольны результатом. Предусмотренные по внутреннему юрмальскому регламенту шесть минут на аплодисменты (тут строго все рассчитывается из-за телеэфира) иссякли уже на «Аквариуме», а впереди были еще конкурсанты.

Пелагея своим вокалом и бесшабашностью сразу заткнула за пояс всех юрмальских конкурсантов: по возрасту она как раз им годится в ровесники, хотя на сцене уже, кажется, лет 20. Спела «Ой да не вечер» в современной обработке и песню про девку молодую, которую (песню, а не девку) самолично раскопала и привезла из забайкальских деревень. БГ вышел в той же бандане, что и на «Пикнике Афиши», и с тем же десятком музыкантов. Пел «Дубровского» и про то, что «все говорят, что пить нельзя, а я говорю, что буду». А за кулисами уморительно «разводил» журналистов своим фирменным юмором. «Мы, – говорит, – неслучайно тут, потому что именно нас в 70-е называли новой волной». И вообще, «я являюсь членом фонда защиты дикой природы, и в мои обязанности входит эту природу оберегать. Так что людей, которые слушают поп-музыку, надо защищать». Про увлечение матерными, но непременно духовными частушками и подзарядку БГ в космосе можно уже умолчать.

«Чайфы» вообще оказались под стать конкурсу, где всяческие юбилеи артистов приветствуются. Уральцы, правда, не заслуженные артисты, а если и народные, то не по документам. Но тем не менее им было что вспомнить: ровно 25 лет назад они, никому тогда не известные, приезжали на фестиваль рижского рок-клуба с премьерой песни «Рок-н-ролл этой ночи», ставшей одним из главных хитов «Чайфа».

Впрочем, рок на «Новой волне» – это хоть и удачный, но все-таки эксперимент. Из прочего заслуживающего внимания – творческий вечер Константина Меладзе (будучи композитором, Игорь Крутой умеет чтить и ценить коллег по цеху), а также день российских премьер. На нем выяснилось, что лучшими артистами у нас являются вовсе не те, кто больше популярен. Всех за пояс заткнула Ирина Дубцова. К девушке никогда не было вопросов, но то, как подана ее новая песня «Ешь, молись, люби», заслуживает самых добрых слов. Сама песня и исполнение – берущее за душу. Вещицу уже скачивают все женщины страны, чтобы, так сказать, залить свои женские страдания. Без иронии. Ирину посадили в клетку, в которой она исполнила первый куплет, показав себя отличной драматической актрисой. В финале она должна была залезть обратно в клетку, но та не закрывалась даже после того, как дверца погнулась. Добрый знак?

Порадовал Лепс. Его совместная с Тимати песня «Я уеду жить в Лондон» оказалась очень к месту в Юрмале, где наши олигархи собираются на летнюю «сходку».

«Новая волна» в целом оставляет ощущение праздника жизни, но только отчасти. Для многих артистов это выгодная обязаловка. Приехать, оттарабанить под фанеру пару песен и тем самым подчеркнуть, что ты все еще в обойме. Леонид Агутин записал в этом году три разноплановых альбома, но организаторы конкурса вынуждены искать компромисс с телережиссерами, которым это не интересно. В Юрмале всех интересуют не альбомы Агутина, а то, как сексуально одевается в этом году его жена.

Самого Игоря Крутого можно поздравить: его работа, и не только на «Новой волне», – верх профессионализма. Из инертных зачастую артистов он лепит музыкальные информационные поводы. Специально для юрмальских выступлений записываются десятки песен. Конкурс для Крутого по-прежнему священная корова: при Игоре Яковлевиче нельзя называть «Новую волну» фестивалем, а это означает, что, как бы сложно ни было это делать, акцент здесь все же пытаются делать на конкурсантах. Ну а сам Крутой продолжает международную карьеру: альбомы на его музыку записали Лара Фабиан и оперная певица Суми Джо. Обе были в Юрмале и с пиететом отзывались о Крутом.

Разговоры о том, что конкурс может переехать в Сан-Ремо, Монте-Карло или еще куда-то, кажется, закончились. С Юрмалой контракт был подписан всего на год, но все идет к тому, что «Новая волна» надолго останется в зале «Дзинтари» – «намоленном» музыкой месте. Крутой несколько лет с огромным трудом выстраивал отношения с юрмальскими властями и владельцами гостиниц. Первые никак не могли построить для артистов туалеты, вторые – безбожно задирали цены, хотя именно Крутой разрекламировал Юрмалу в странах СНГ. Туалеты наконец построили. В следующем году обещают кондиционеры в гримерки поставить. В этом году в Юрмале было очень жарко, и гримеры не справлялись. Стас Михайлов, по мнению некоторых женщин, галантный супермужчина. Но на сцене быстро потел. Нехорошо. С мэрами Монте-Карло и Сан-Ремо идеолог «Новой волны» задружился, чтобы были «запасные аэродромы», когда власти в Юрмале и Риге строили барьеры. В России запасных аэродромов не удалось найти. По словам Крутого, в нашей стране общение на эту тему с чиновниками было похоже на кошмар: в Латвии, по крайней мере, не приходилось унижаться.

Западные звезды регулярно приглашаются на «Новую волну». В этом году повезло особенно – Том Джонс на открытии и Нелли Фуртадо на закрытии. Настоящие артисты, настоящие звезды, чего уж тут говорить. Ну и Лара Фабиан и Суми Джо – зарубежные артистки, которых продюсирует (в том числе пишет музыку) Игорь Крутой. Что касается наших артистов, некоторые выходящие на юрмальскую сцену выглядят по сравнению с западными коллегами как неопытные конкурсанты. Крутой, конечно, профессионал, но не волшебник и мог бы перефразировать известное высказывание: других у меня для вас нет.

"