Posted 30 июля 2009,, 20:00

Published 30 июля 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:25

Updated 8 марта, 07:25

Шок в дорогой оправе

Шок в дорогой оправе

30 июля 2009, 20:00
В Москву приехал скандально известный фотограф Спенсер Туник, который намеревается запечатлеть десять обнаженных парней и девушек на фоне утренних городских улиц. Место и время съемки держатся в секрете, но итоги акции-перформанса будут представлены на основной площадке III Московского биеннале уже в сентябре. Спенсер

Обнаженные Штаты Америки

Предстоящая акция Туника – далеко не первая его пощечина общественному вкусу. Пару лет назад в столице Мексики американский фотограф собрал 20 тыс. обнаженных моделей и устлал ими бульвары и пешеходные дорожки. Голые женщины и мужчины буквально заполонили аллеи, стадионы, площади и мосты. Вскоре подобную акцию он повторил в каждом штате Америки, назвав ее «Обнаженные Штаты». За такие эксперименты Спенсера не раз сажали в тюрьму, но всегда находились люди, которые отстаивали его интересы и требовали освободить «выдающегося художника». Дошло до того, что в 1994 году (после пятого ареста) Тунику разрешили фотографировать голых людей в разных городах. И этим решением он воспользовался в полном объеме.

На вопрос «Новых Известий», знает ли Спенсер, что в Москве не работают американские законы, организаторы проекта ответили, что ничего скабрезного в его поступках не будет. Скандально известный фотограф всего лишь намеревается помочь зрителям и обнаженным парням и девушкам «найти свое место в бетонных джунглях».

Между тем в российской столице немало и противников предстоящего действа. «В творчестве Спенсера Туника слишком много эпатажа, – заявил «НИ» директор Центра практической психологии Сергей Ключников. – Что нового дает Спенсер своими фотографиями? Люди разделись, зеваки поглазели – на том и разошлись. Это не искусство, а перформанс низкого уровня. Такой же пошлый и примитивный, как «Дом-2». Кстати, приезд Спенсера в России активно обсуждается (и в основном осуждается) в блогах. «Народ на его фотографиях выглядит как куриные окорочка», «Мужичок собирает кучи голых людей, расставляет их в определенный последовательности. Его в психушке-то проверяли?» – такие отзывы сопровождали визит скандального фотографа. Впрочем, скорее всего, именно на такую реакцию и рассчитывают организаторы перформанса.

Джульетта села на горшок

Спенсер далеко не единственный провокатор в мире искусства: множество фотохудожников в России тоже используют подобные методы. Правда, у нас этот процесс развивался не так стремительно, как на Западе. Сегодня на постсоветском пространстве эпатаж в фотографии ассоциируется с именами Николая Бахарева, Сергея Браткова и Бориса Михайлова. Осенью 2007 года из-за скандала прославилась также арт-группа «Синие носы», когда тогдашний министр культуры России Александр Соколов запретил включать снимок «Целующиеся милиционеры» в выставку «Соц-арт», подготовленную Третьяковкой для показа во Франции.

«Вы можете назвать еще десятки примеров, – сказал корреспонденту «НИ» Артемий Троицкий. – Все, что сегодня мы считаем шедеврами, когда-то было провокацией. Буквально вся история мирового искусства построена на эпатаже. Вспомните культуру Возрождения. Это сейчас мы прославляем Леонардо да Винчи, а тогда с точки зрения ортодоксальной готики его творчество было эпатажем. Или более современный пример: кумир миллионов Элвис Пресли в начале творческого пути был изгоем, его всячески дискредитировали. Разрешалось показывать только его лицо, при этом телезрители совсем не могли представить, как он танцует. Все настоящее искусство, как правило, рождается из эпатажа, по-иному и быть не может».

Видимо, этим правилом руководствовался и Роман Виктюк, создавший самый эпатажный спектакль минувшего сезона – «R&J. Ромео и Джульетта», все роли в котором исполняют обнаженные парни. Впрочем, сам Роман Григорьевич не считает свое творение эпатажем. «То, что творится на сцене, лишь помогает зрителю прочувствовать трагизм, – сказал г-н Виктюк «Новым Известям». – Корабль, на котором плывут матросы, обречен на гибель. Капитан, зная об этом, попросил команду играть на борту пьесу «Ромео и Джульетта», кстати, именно поэтому даже женские роли играют парни. Матросы погибают играя. Вообще, эпатаж в современном искусстве – это дело двоякое. Есть служение искусству, а есть служение себе. Руководствуясь первым, можно продвигать искусство вперед. А если же руководствоваться вторым, то вызовешь только негативную реакцию. Это две концептуальные системы, которые не соприкасаются друг с другом».

Помимо Виктюка главными лицами, эпатирующими театральную публику, являются Нина Чусова, Кирилл Серебренников, Андрий Жолдак, Михаил Бычков и другие. Например, за постановку спектакля «Ромео и Джульетта. Фрагменты» Жолдака сняли с должности главного режиссера Харьковского театра драмы. Директора театра возмутило, что актеры маршируют голыми по сцене, а Ромео объясняется Джульетте в любви, когда та сидит на унитазе. При этом скандальная история лишь добавила Жолдаку популярности – ныне он один из самых высокооплачиваемых режиссеров России и Украины.

Чемодан без ручки

«В настоящем искусстве не может быть эпатажа, поверьте моему опыту, я сто лет на сцене, – сказал «НИ» артист эстрады Владимир Винокур. – Все эти скандальные истории – всего лишь способ привлечь к себе внимание, чистой воды пиар. И особенно этим грешит шоу-бизнес».

Впрочем, есть и другая точка зрения. Продюсер Яна Рудковская говорит «НИ»: «Понимаете, без эпатажа шоу-бизнес стал бы блеклым и неинтересным. Эпатаж вносит изюминку, делает событие привлекательным и неординарным. В современном шоу-бизнесе мало быть гениальным артистом. Нужно, чтобы у тебя был еще и яркий образ».

И, похоже, некоторые артисты руководствуются этим правилом, как некогда системой Станиславского.

"