Posted 30 мая 2006,, 20:00

Published 30 мая 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:07

Updated 8 марта, 09:07

Большие амбиции

30 мая 2006, 20:00
Из литературных премий России «Большая книга» с призовым фондом 3 млн. руб. – явно самая богатая. Пожалуй, и самая амбициозная. И, кажется, старающаяся сразу понравиться всему литературному сообществу. Вчера оргкомитет премии огласил «короткий список» претендентов.

Чтобы подхлестнуть азарт журналистов, придумали конкурс и для нас. Каждый выбрал из «длинного списка» собственную версию «короткого списка» из 15 книг. Победителем (чей лист максимально совпал со списком членов жюри) оказалась корреспондент «Новых Известий». Так что анализ номинантов отчасти предвзятый: за многих писателей я бы тоже проголосовала.

Есть такая игра в ассоциации, когда какое-то явление (или друга, или писателя) нужно описать одним словом, по которому другие угадают, о чем (о ком) идет речь. Если судить со злым предубеждением, главная характеристика получившегося списка «Большой книги» – «большие понты», если доброжелательно – «представительность». То есть, отмечено все, что в последнее время было модно и одновременно не стыдно читать. Присутствуют все главные герои двух последних сезонов, которые победно «прошагали» по разным премиям. Это Дмитрий Быков с биографией «Борис Пастернак» в серии «ЖЗЛ», Александр Кабаков с двумя книгами – «Все поправимо» и «Московские сказки» и Михаил Шишкин с романом «Венерин волос». Все трое при всей различности нравятся большинству читателей со вкусом, и обсуждать их книги уже бессмысленно.

Есть не столь явные герои сезона, но люди, без которых приличная премия обойтись не может. Например, Ольга Славникова с романом «2017», в котором она хотела совместить увлекательный сюжет массовой литературы с поэтической, яркой прозой. Мгновенно проглатываемого чтива не получилось, но стилистические ее находки по-прежнему завораживают. «Учебник рисования» Максима Кантора уже неприлично захвален и назван «великим русским романом» за масштабность замысла – описать Россию последних двадцати лет в объеме двух томов и чуть ли не двух тысяч страниц. Гоголевско-толстовское описание общества занудно, но по-своему это подвиг. В сборнике Людмилы Улицкой «Люди нашего царя» есть неожиданные нотки: пантеизм, счастливое растворение человека в мире, умение жить, несмотря ни на что. Увлекателен и хорошо скроен роман Андрея Волоса «Аниматор» о любви и смерти – мотивах, которые развернуты с помощью темы терроризма. Столь же актуален роман Анатолия Королева «Быть Босхом», в котором армия, увиденная с отдаления и как бы с высоты птичьего полета, становится так же изощренно ужасна, как картины ада работы нидерландского живописца.

Заслуживают внимания мемуары поэта-диссидента Наума Коржавина «В соблазнах кровавой эпохи». Многим достойным людям нравится и «Золото бунта» Алексея Иванова, и проза Марины Палей, представленной с романом «Клеменс».

Лично мне менее известны другие авторы: Юрий Волков с семейной хроникой «Эдип царь» и Далия Трускиновская со «сказкой для взрослых» «Шайтан-звезда». Рукопись Александра Иличевского «Ай-Петри» читали только члены жюри. Но он недавно получил премию Юрия Казакова за рассказ «Воробей» с притчевым подтекстом. Новая его работа, говорят, тоже двуплановая и тоже с отсылками к Библии.

Оглядка «Большой книги» на другие премии чувствуется. Получается, что премия амбициозная, богатая и знаменитая, а конкурентам подражает. И нестандартных решений боится. Членам жюри страшно распределять такие большие деньги, так что они, очевидно, не выпячивали вперед личные пристрастия, сглаживали острые углы, фиксировали мнение как можно большего числа экспертов. Мало с чем можно спорить с пеной у рта. Но, скажем, Сорокина и Пелевина в «коротком листе» нет. Самая амбициозная премия страны – явно не для крайних мнений.

"