Posted 30 марта 2010,, 20:00

Published 30 марта 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:51

Updated 8 марта, 06:51

С французским прононсом

С французским прононсом

30 марта 2010, 20:00
В рамках «Года Франции–России» праздник франкофонии (людей, говорящих на французском языке) в Москве отмечали несколько дней подряд большим кинофестивалем, собравшим фильмы Франции, Швейцарии, Бельгии и Канады. В этом году французская культура открыла широкий диапазон перед российскими зрителями, лишний раз подчеркнув,

Гость фестиваля режиссер Нассим Амауш – выходец из Магриба (франкофонная часть северной Африки) – представил короткометражный фильм «Несколько крошек для птиц». Это поэтическая зарисовка о маленьком городке в иорданском захолустье, близ границы с Ираком. А вот в полнометражном дебюте Амауша «Прощай, Гэри» внимание автора приковано уже к опустевшему фабричному городку. На экране – странное, почти остановившееся время. Редкие жители Богом забытой глуши пребывают в апатии. Здесь совершенно ничего не происходит, и на этом фоне особенно драматично выглядит мечта местного мальчика об отце, которого он не знал и который видится ему в образе легендарного Гэри Купера. Сюрреализм достаточно однообразной картины был отмечен Большим призом недели критиков на Каннском кинофестивале.

Необычное анти-роад муви (т.е. антидорожное кино) представила Урсула Мейер в своей сатирической картине «Дом» (фильм – совместное производство Швейцарии, Франции, Бельгии). Герои Изабель Юппер и Оливье Гурме с тремя детьми ведут тихую, провинциальную жизнь неподалеку от недостроенного шоссе. Сооружение магистрали было остановлено много лет назад, но однажды рабочие вернулись и закончили дорогу. Теперь по ней несется поток машин, а привычная жизнь в удаленном от цивилизации райском уголке закончена. Семейству приходится применять самые эксцентричные шаги, чтобы дыхание цивилизации окончательно не разрушило устоявшийся быт. Ненавязчиво, но последовательно режиссер подводит к такому выводу: избегая зависимости от индустриального прогресса, человек попадает в плен собственных иллюзий и заблуждений… Кстати, этот фильм Швейцария выдвигала на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

В противопоставление с картиной Урсулы Мейер организаторы фестиваля показали бельгийский фильм «Эльдорадо», снятый по законам уже роад-муви. Режиссер Були Ланнер представил героев, которые бесконечно в пути, только путь этот ведет в никуда. Один, увалень, добрая душа (его играет сам режиссер), пытается помочь другому, законченному наркоману. Получился абсурдистский фарс в стиле артхаусного кино, которое обычно снисходительно к маргиналам.

Если говорить о психологической глубине фильмов, то сразу целый ряд картин привлек внимание критиков. Например, необычайно сильную по эмоциональному накалу драму поставил бывший документалист Бенуа Пилон – «Все, что нужно для жизни» (Канада). Проблемы выживания в чуждом мире, языковые барьеры, межпоколенческие привязанности, различия культур – все это есть в фильме, где основное действие происходит в госпитале в Квебеке, в разгар эпидемии туберкулеза 1952 года. Охотник-инуит Тиви здесь как пришелец из другого мира, не тронутого цивилизацией. Он бесхитростен и наивен, как дитя. «Среди белых сильнее чувствуешь себя одиноким, чем потерявшись в море», – говорит он жене. О том, как ослабевают семейные связи в кризисный перио, – «Рождественская сказка» Арно Деплешена, а о том, как превращаются в комический конфликт – короткометражка «Алиса и я» Миши Вальд. Организаторы фестиваля старались представить в Москве самые разнообразные картины, пытаясь соединить «коня и трепетную лань». Тематика особой роли не играла, важнее оказался повод – встретиться и поговорить о наболевшем.

"