Posted 30 января 2007,, 21:00

Published 30 января 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:52

Updated 8 марта, 08:52

Нежность как оружие

Нежность как оружие

30 января 2007, 21:00
Российский национальный оркестр после долгой паузы присоединился к модному направлению, исполнив в Большом зале консерватории концертный вариант оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур», редко идущей в России. За несколько дней до этого оперная звезда Лора Клейкомб, приглашенная на роль Лючии, заболела. Кого увидят

Благодаря дирижеру Теодору Курентзису и его новосибирской команде концертное исполнение опер в прошлом сезоне стало одним из самых модных развлечений для меломанов. Что неудивительно: ведь это единственная возможность послушать редко идущие в Москве, а то и в России оперы. Оперные спектакли гораздо меньше, чем драматические, зависят от постановки и режиссерских находок. В них главную роль играет музыка. Поэтому, если читка пьесы может дать лишь первое, поверхностное представление о тексте автора, концертное исполнение оперы позволяет вплотную с ней познакомиться. Особенно если исполнять ведущие партии приглашают ведущих певцов со всего мира. А уж если они не просто поют, а начинают двигаться и выстраивать какие-то взаимоотношения друг с другом, возникает впечатление, что смотришь полноценный спектакль, для которого еще не приготовили декорации и костюмы.

Сюжет оперы Доницетти захватывает как в каком-нибудь голливудском триллере: Лючия ди Ламмермур встречается с Эдгаром, кровным врагом ее семьи. После отъезда Эдгара брат Лючии передает ей письмо, свидетельствующее, что любимый ей изменил, и устраивает ей брак с лордом Астоном. Но после свадьбы Лючия закалывает мужа шпагой, сходит с ума и умирает. За оперу долго не брались по одной простой причине: у нас практически нет певиц, способных справиться с партией главной героини. Она на редкость сложная и также красива (не зря начало одной из трагических арий Лючии использовали в фильме «Пятый элемент»).

За несколько дней до концерта Лора Клейкомб подхватила вирусную инфекцию. Она не смогла прийти на генеральную репетицию в БЗК, во время концерта в кулисах стояла певица-дублерша, вызванная из Мариинки. Но Клейкомб все же решила выйти на сцену. Красавица с копной огненно-рыжих кудрей никогда не позволяет себе расслабляться. В этой хрупкой женщине уживаются нежность и несгибаемая воля, которой она наделяет всех своих героинь. В сочетании с голосом необыкновенной красоты это создает поразительный эффект. Неудивительно, что Лючия, исполненная певицей, стала главной героиней вечера.

Вставший за пульт РНО Патрик Саммерс, несколько лет назад дирижировал «Лючией» в Grand Opera в Хьюстоне и трактует эту оперу вполне современно, как историю, которая могла случиться в наши дни. Кровной вражде и военным распрям в ней противопоставлены только нежность и любовь Лючии. И эта нежность оказалась самым сильным оружием. Голос Клейкомб звучал на редкость проникновенно, передавая все душевные движения ее героини.

В оперном либретто Лючия после убийства мужа вбегает со шпагой в окровавленном платье и мечется по сцене. Клейкомб не стала переодеваться и мало двигалась, но было ясно, что после измены Эдгара жизнь теряет для Лючии всякий смысл и она принимает смерть как спасение. Певица играла так достоверно, что не сочувствовать ей было просто невозможно. Остальные исполнители тоже были на высоте. А концерт шел почти так же долго, как оперный спектакль. После окончания каждой сцены публика разражалась аплодисментами, и Саммерсу не раз приходилось останавливать их взмахом дирижерской палочки.

"