Рус
Eng
Две Таганки снова стали одним театром - без Любимова и Губенко

Две Таганки снова стали одним театром - без Любимова и Губенко

30 декабря 2020, 18:54Культура
Директором объединенного Театра на Таганке назначена Ирина Апексимова.

Анжелика Заозерская

Ироничный критик Дмитрий Савельев, реагируя на сообщение о назначении директора театра На Таганке Ирины Апексимовой еще директором и соседнего театра Содружество Актеров Таганки, поймал суть события:

- Две Таганки опять под одной крышей - во всяком случае, менеджерской: Ирина Апексимова теперь директор и содружественной Таганки тоже. Если это культурная театральная акция в рамках процесса back to the СССР, то дальше надо, по идее, МХТ и МХАТ обратно сливать друг с дружкой, - предложил Дмитрий Савельев.

Фактически у двух театров, разделенных в 1993 году на два абсолютно самостоятельных и ни в чем не похожих, крыша одна – единое здание. Только раньше, до смерти основателя и бессменного руководителя театра Содружество Актеров Таганки Николая Губенко, у его театра была так называемая «крыша» - коммунистов, а у театра На Таганке – крыша демократов. Николай Губенко воевал с большим почитателем театрального искусства Юрием Лужковым, прошел через 27 судов (по его собственным словам), терпел разного рода санкции, невыплаты, но благодаря своему авторитету, включая пост последнего министра культуры СССР, заместителя председателя Мосгордумы, не только сохранял, но и развивал театр в том направлении, которое соответствовало его вкусам и убеждениям. Замечу, что в театре был свой зритель и свой уникальный репертуар. С Николаем Губенко ушли от Юрия Любимова – мастера театрального искусства, и по уровню режиссуры, актерской игры театр Содружество Актеров Таганки держал высокую планку.

Уже после ухода Николая Губенко театр Содружество Актеров Таганки показал премьеру – «Карьера Артуро Уи» в постановке известного немецкого режиссера Зигфрида Кона, и посвятил ее памяти Николая Губенко. Николай Николаевич незадолго до ухода официально рекомендовал назначить руководителем театра – его единомышленника, опытного актера и опытного менеджера Владимира Завикторина. Действительно, Завикторин остался за главного в театре и, судя по премьерам, атмосфере в коллективе – неплохо с этим справлялся. Николай Губенко неоднократно говорил о том, что он – категорически против объединения двух Таганок. Свое мнение он объяснял «несовпадением эстетических представлений о театре, взглядов на многие ценности и прошлыми войнами с Юрием Любимовым», которые были далеко не вымышленными. Раскол театров даже лег в основу фильма Леонида Филатова «Сукины дети».

Ирина Апексимова стала и.о. директора, а потом директором легендарного театра на Таганке в последнюю неделю руководства Сергея Капкова Департаментом культуры правительства Москвы – в марте 2015 года. Назначение Апексимовой для театрального сообщества стало неожиданностью. Даже самые осведомленные в таких вопросах, как ректор Школы-студии МХАТ (на тот момент) Анатолий Смелянский откровенно сказал «ВМ»:

- В назначении Ирины Апексимовой есть некая тайна, которая мне неизвестна. Она со скандалом покинула пост директора театра Романа Виктюка, и вдруг ее выбирают руководителем театра На Таганке, - прокомментировал Анатолий Смелянский.

За пять лет руководства театром На Таганке Ирина Апексимова прошла через многочисленные суды с актерами, и ее пятилетка не обошлась без скандалов. Последнее ЧП с участием Ирина Апексимовой – вызов отряда Росгвардии в театр октябре нынешнего года с целью силой вывести за пределы здания зрительницу, которая неправильно надела маску. Что касается назначения Апексимовой директором театра Содружество Актеров Таганки, то оно продиктовано экономическими соображениями, о чем прямым текстом написано на сайте департамента культуры города Москвы:

«Директором театра «Содружество актеров Таганки» назначена Ирина Апексимова. Она также является руководителем Театра на Таганке.

«Решение городского Департамента культуры позволит консолидировать управление двумя театральными зданиями, которые изначально являлись одним целым, — уверена Ирина Апексимова. — Теперь есть возможность обеспечить эффективное управление этим единым театральным комплексом со всеми его техническими и административными сложностями. Что же касается творческих вопросов — планы на сезон в обоих театрах уже утверждены».

Не надо быть большим специалистом в театральном менеджменте, чтобы посчитать – единое учреждение содержать выгоднее и эффективнее, чем два самостоятельных. Неизбежно произойдет сокращение кадров и сокращение труппы. Понимал это и Николай Губенко, о чем открыто говорил в интервью, когда в театре На Таганке проходил ремонт:

- Да, конечно, ремонтировать проще было бы одно знание, чем два разных. Но театр – это не только стены, но еще и сцена, еще и репертуар, и люди, а они у нас с театром на Таганке – разные.

За 27 лет деятельности театра Содружество Актеров Таганки можно было бы понять, что «выгоднее иметь один театр с одним зданием, чем два разных». Но почему-то это поняли и приняли меры только после смерти Николая Губенко, который создал свой театр. Оба театра изначально были самыми политическими театрами в стране – и по репертуарной политике, и по идеологической направленности. Назначение Ирины Апексимовой директором театра Содружество Актеров Таганки говорит о том, что «коммунистическая партия в России вообще ничего не может». Коммунисты безропотно отдали любимое детище своего товарища – Николая Губенко, и это, конечно, знак смерти компартии.

Информация о создании театра Содружество Актеров Таганки с официального сайта:

История Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Театр «Содружество актеров Таганки» весьма драматична.

Начиная с момента основания в 1993 году, театр в течение долгих 15 лет боролся за выживание в условиях полного отсутствия финансирования и юридической войны за право быть самостоятельным. Коллектив одержал победу в двадцати семи судах (из них два Высших Арбитражных), но дело еще долго не сдвигалось с мертвой точки.

Однако молодой творческий организм менее чем через год после создания доказал свое право на жизнь триумфальной премьерой чеховской «Чайки» в постановке Сергея Соловьева. В спектакле были заняты такие мастера как Николай Губенко, Леонид Филатов, Наталия Сайко, Нина Шацкая, Виктория Радунская…

Сейчас в репертуаре театра около 40 спектаклей. Это и музыкально-поэтические композиции, продолжающие лучшие традиции старой Таганки, и классическая русская и зарубежная драматургия, и пьесы современных авторов.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter