Posted 29 ноября 2005,, 21:00

Published 29 ноября 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:23

Updated 8 марта, 09:23

Цветочки на отрубленной руке

Цветочки на отрубленной руке

29 ноября 2005, 21:00
В столицу снова приехал провокатор Джоэл Питер Уиткин. Американский фотограф с репутацией талантливого психа-извращенца в этом году уже гостил в Москве. В марте 25 его работ стали гвоздем фестиваля «Мода и стиль в фотографии». Теперь шедевры 66-летнего Уиткина выставляются в Галерее Гари Татинцяна сами по себе, без при

Второго пришествия Уиткина столичные фотографы и просто любопытные граждане ждали с нетерпением – организаторы выставки обещали привезти в Москву его настоящие работы. В марте тоже был настоящий Уиткин, но «сладкий», прошедший цензуру кураторов фестиваля. Сейчас все иначе. Представленные публике 19 барочно-сюрреалистических работ – истинное лицо фотографа.

Вход на выставку свободный, бесплатный, но все же организаторам надо было повесить на входе предупреждение: «Вход детям и людям со слабой психикой запрещен». Переварить шедевры Уиткина трудно и сильным духом. Хорошо, что на открытии присутствовал сам маэстро. На импровизированной пресс-конференции он доходчиво объяснил, что бояться его произведений не надо. Оказывается, журналисты часто не могут вникнуть в суть картин и в итоге нагоняют страстей, пугаются сами, пишут рецензии-ужастики и портят настроение читателям. Уиткин же настаивает, что на его работы надо смотреть с чистым сознанием и самостоятельно давать оценку увиденному, тогда восприятие будет совсем иным. Тем более что, по утверждению мастера, его фотографии несут один-единственный посыл – любовь к жизни во всех ее проявлениях. Еще Уиткин признался, что при просмотре работ надо учитывать, что его бабушка была инвалидом, и поэтому он с детства не испытывает страха перед увечьями. И вообще это жизнь такая сложная, он всего лишь ее сфотографировал. А мнение публики фотографа не особо интересует, потому что он творит сам для себя, для своей души и сердца.

Для души и сердца он фотографирует расчлененные трупы, гермафродитов, транссексуалов, живых людей-уродов, оторванные руки, ноги, головы. Но всему этому кошмару есть объяснение, для каждой работы у фотографа припасено алиби. О трупах – не он же убивает людей. Просто он видит в смерти красоту. Об уродах – они тоже красивые. И к тому же мастер их фотографирует не насильно, а по добровольному согласию. Более того, люди, рожденные с увечьями, даже благодарны за то, что он обратил на них внимание. С удовольствием позируют мастеру и полноценные человеческие особи, которых Уиткин уродует сам: при помощи бутафории и разных ухищрений добавляет соски, грудь, ноги, отсекает лишнее. Например, «Красавица с тремя сосками» – это трагическая история рождения самого Уиткина. Два соска на левой груди олицетворяют его самого и брата-близнеца, а третий – зародыш их сестры, которая умерла в чреве матери. «Собака на подушке» – мертвая собака с человеческой головой, позаимствованной у какого-то мертвеца, – это «образ человека, олицетворяющий поверженное любопытство в цирковой интермедии жизни». Натюрморт «Анна Ахматова» – не что иное, как признание Уиткина в любви к поэтессе. Отрубленная рука старухи лежит на часах, рядом виноград и цветочки – так Уиткин видит время. Более того, это не просто натюрморт в честь Ахматовой, это ее «метафорический портрет», который «передает достоинство и силу ее стихов».

"