Posted 29 ноября 2004,, 21:00

Published 29 ноября 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:41

Updated 8 марта, 09:41

Испанский потрошитель

Испанский потрошитель

29 ноября 2004, 21:00
Вчера в ГМИИ им. Пушкина в рамках фестиваля искусств «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» открылась выставка «Пикассо: Отражения-Метаморфозы». Теперь посетители Пушкинского музея смогут увидеть, как самый скандальный и самый дорогой художник прошлого века переписывал картины знаменитых классиков.

В конце каждого года главный музей западного искусства в Москве готовит ударную выставку. Обычно эта выставка каким-то образом связана с музыкальной программой фестиваля «Декабрьские вечера», проходящего здесь уже четырнадцать лет подряд. Идея совместить музыку и картины высшей пробы очень дорога директору ГМИИ Ирине Антоновой. И всякий раз ради декабрьской экспозиции она «выбивает» для Москвы какие-нибудь заграничные шедевры. Так, например, в прошлом году в Пушкинском решили сравнить германское и русское искусство XIX века (выставка «Германия–Россия: гармония и контрапункт»), а заодно послушать в Белом зале музыку немецких композиторов-романтиков. Два года назад по стенам были развешаны полотна Клода Моне, а со сцены звучали композиторы-импрессионисты Клод Дебюсси, Морис Равель и ранние сочинения Игоря Стравинского.

В этом году программа сложна и даже слишком интеллектуальна. Впрочем, имя Пабло Пикассо дорогого стоит и явно привлечет внимание само по себе. В музее решили показать, как вековая классика переходит в произведения современных художников. Проще всего это понять как раз на примере Пикассо. Наверное, ни один художник ХХ века не переиначивал своих

«Менины» у Веласкеса и у Пикассо.

предшественников в таких количествах и столь радикально, как это делал неистовый испанец. Шуточное ли дело – чуть ли не весь Музей Пикассо в Барселоне увешан его повторением картины Веласкеса «Менины». Этот королевский портрет XVII века Пикассо, оказавшийся в мадридском музее Прадо на составные части, переиначил на манер кубизма, раскроил вдоль и поперек. В итоге вместо нормальных принцесс и их служанок получилось довольно страшное зрелище каких-то квадратов, прямоугольников, плоскостей и линий. Примерно то же самое главный художник ХХ века проделывал с Пуссеном, Моне и Кранахом. Главные листы из барселонского музея приезжают в Москву. Еще больше досталось античным сюжетам. В иллюстрациях к поэме Овидия «Метаморфозы» Пабло Пикассо показал животные и необузданные стороны древнего мира. Нередко античные рисунки Пикассо не показывались из-за якобы порнографичности.

Пикассо для нас не такой уж редкий художник: его картины и графика представлены во всех крупных музеях. Стоит открыть любой советский учебник по искусству ХХ века, откуда исчезли целые направления и главные мастера, Пикассо будет стоять, как ни в чем не бывало. Более того, в советские годы его искренне считали прокоммунистическим живописцем и активно покупали.

Теперь же это еще и самый буржуазный мастер – его картина «Мальчик с трубкой» на аукционе «Сотбис» ушла в этом с мировым рекордом в 104 миллиона долларов. По продуктивности с Пикассо может сравниться разве что Зураб Церетели. Но в том-то все и дело, что продуктивность Пикассо, его «растиражированность» оказались положительными качествами. Этот художник вобрал в себя все стили и направления современности (и, как оказалось, всех других веков). По нему одному можно изучать все метаморфозы искусства прошлого века. И пока ни один человек не обвинил его в отсутствии вкуса.

"