Posted 29 октября 2013,, 20:00

Published 29 октября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:44

Updated 8 марта, 04:44

Пока ветер не переменится

29 октября 2013, 20:00
В Москве впервые прошел фестиваль-смотр европейского кино West Wind («Западный ветер»). 11 фильмов из Европы были показаны и для зрителей, и для дистрибьюторов. Представить свои произведения на форум приехала внушительная делегация европейских актеров, режиссеров и продюсеров.

В рамках фестиваля в «Гоголь-центре» прошел «круглый стол» на тему: «Сила звезд – могут ли актеры влиять на успех фильма?». Каким образом в современном кинематографе складываются и поддерживаются успешные карьеры? В эпоху все более распространяющегося совместного производства есть ли разница в функционировании этих механизмов между Западной Европой и Россией? Эти и другие вопросы обсуждали режиссер Давид Внендт, актриса Карла Юри («Запретная территория», Германия), актриса Поллианна Мак-Интош («Любовь на века», Ирландия), режиссер Кирилл Серебренников и продюсер Артем Васильев.

Когда вышел дебютный агрессивно-брутальный фильм Давида Внендта «Воительница», посвященный проблемам молодых неонацистов, он запоминался и яркий режиссерской манерой, и трудной тематикой. Премьера его второго фильма – «Запретная территория» – состоялась на кинофестивале в Локарно. Сложилось впечатление, будто картину сделал другой режиссер. На этот раз Внендт снял комедию про больницу с шутками про геморрой, в которой санитар – романтический герой. Тем не менее картина получилась смешная и не пошлая.

Привезли в Москву и польский фильм «Желание жить» – пронзительный рассказ о мальчике с диагнозом ДЦП. Закадровый монолог в картине ведется от лица ребенка. История Матеуша на фестивале в Монреале завоевала сразу три награды – приз жюри, приз зрительских симпатий и приз экуменического жюри.

Одним из самых примечательных фильмов московского фестиваля стал «Во имя сына» бельгийца Венсана Ланно. Удивительным образом картина становится сверхзлободневной для современного российского общества, хоть круг вопросов, в ней представленных, и порожден католической церковью. Аллюзии прозрачны, параллели неизбежны… Элизабет, образец набожности и благочестия, ведет радиопередачу «Слово живое». С приглашенным священником отвечает на звонки радиослушателей, вещая о крепости веры, греховности сомнений и прочая-прочая. Но в один день все рушится в жизни праведной прихожанки: муж случайной пулей вышибает себе мозги на сборах тайной военизированной организации «Крестоносцы Пия XII», сын-подросток кончает жизнь самоубийством, перед тем открыв маменьке истину об отце Ахилле, совратившем его… И отправляется кроткая вдова и безутешная мать в дальний путь в поисках служителей церкви, преступивших закон Божий. Как тарантиновской невестой – Умой Турман из «Убить Билла», отныне ею будет владеть лишь одно желание – мстить… Антиклерикальный заряд у Ланно, гнев в отношении педофилии, сверхактуальной и для западного общества, безусловны. «Когда я зол, я снимаю кино», – говорит Венсан Ланно и не шутит при этом.

Другой значимый фильм с фестиваля West Wind отдельные зрители могли видеть летом на ММКФ. Голландский «Маттерхорн» дебютанта Дидерика Эббинге тогда взял приз зрительских симпатий, так же как ранее на фестивале в Роттердаме.

В документалистике был представлен яркий фильм-портрет знаменитого американского актера Гарри Дина Стэнтона, героя фильма Вендерса «Париж – Техас». Режиссер из Швейцарии Софи Хубер в своем фильме «Гарри Дин Стэнтон: отчасти фантастика» пишет величественную кинобиографию артиста, не лишенную интимной ноты.

У приверженцев старого доброго романтического «кино о чувствах» была своя отрада: «Время приключений» (копродукция Франции – Бельгии – Ирландии) Жерома Боннелла. С отличной актерской парой Эмманюэль Дево и Гэбриэл Бирн. Парижская история на одни сутки, знакомство в поезде Кале – Париж, позже маленький уютный отельчик, и снова жизнь, в которой есть свои обязательства. Она – француженка 43 лет, импульсивная, чувственная (она и по профессии актриса), он – импозантный моложавый ирландец, преподаватель… Они встретятся на один день, чтобы потом расстаться, но не сожалеть о том, что было. Очень французское кино и по духу, и по настроению, и как следствие – лучший фильм и лучшая женская роль на фестивале романтического кино в Кабуре.

Разнообразным по киноконтексту был этот фестиваль, стремительный, как «западный ветер» (не случайно же назван – West Wind), и богатый на открытия. И весьма своевременный для взыскательных зрителей.

"